Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Death's End

Cixin Liu

  • Аватар пользователя
    Аноним7 мая 2025 г.

    "Самое трудное в жизни — это различить добро и зло, когда оба маскируются под долг..."

    Этический конфликт. Выбор из двух зол всегда был для меня чем-то очевидным, логичным и само собой разумеющимся, пока не встретил течение, считающее само действие более важным, чем его последствия. Поскольку деонтология чужда моему этическому барометру по определению, попытался разобраться с ней с технической стороны. С целью помочь единомышленникам понять принцип работы этого занятного механизма приведу следующий простой, очень наглядный и чрезвычайно насущный пример. Группа террористов взяла заложников и требует «чего-то не выполнимого с позиции государства» в обмен на их жизни. Существует определенное количество решений этой ситуации с позиции консервативной этики, самым распространённым из которых является штурм. Силовой метод решения допускает сопутствующий ущерб в среднем около 10-15%. Деонтология в противовес полагает, что любой силовой метод решения проблемы этически не допустим, даже если результатом отказа от этого метода станет 100%-ная потеря заложников.

    Эгоцентризм. Жертва собой ради других – это безусловно альтруистический поступок. Отказ от такой жертвы можно рассматривать во всем спектре понятий от эгоизма до здравого смысла или инстинкта самовыживания. Отказ пожертвовать сотней чужих жизней ради спасения тысячи может прозвучать как некая крайняя стадии альтруистического расстройства, но если поразмыслить над предметом какое-то время, может возникнуть шальная идея, что поступок этот, по сути, крайне эгоистический. Ибо цену в сотню человеческих жизней придется заплатить человеку, принявшему это решение. И на мой скромный взгляд это ничто иное как самая настоящая жертва собой ради других. Тот же, кто жертву сотни людей не приемлет в принципе, с потерей тысячи вероятно сможет смириться ибо результат для него будет иметь меньшее значение, чем само действие.

    Селективный отбор. Те, кто прочел первые две книги серии, вероятно возьмутся за завершение трилогии без сомнений. В отзыве на первую книгу я обронил, что задачу трех тел можно рассматривать вне цикла и предлагал некоторым читателям на ней и остановится. Заключительная часть меня в этом окончательно убедила. Если не хотите погрузится в философский трактат об этических конфликтах и терзать себя сомнениями по поводу приведенных мной выше мыслей, оставьте эту книгу пылится на полке «может когда-нибудь». Если же вам наоборот тема морального выбора интересна равно как интересны постулаты деонтологии милости просим к огоньку на борту нашего ковчега.

    Аудио. Заключительная часть трилогии в исполнении Игорем Князевым традиционна лишена каких либо нареканий. Впечатление что исполнитель наслаждается чтением в полной мере передается слушателю, вынуждая его, в свою очередь, наслаждаться прослушиванием. Если же вы все-такие рискнете отправился в это бескрайнее путешествия этических дилемм, возьмите в компанию Игоря, уверен, не пожалеете.

    10
    164