Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Евгений Онегин

Александр Пушкин

  • Аватар пользователя
    Аноним17 июня 2015 г.

    Совсем недавно видела на одном сайте подборку "Если бы у писателей были прозвища". Пушкину тоже "досталось": Александр "Ваше все" Пушкин. Разумеется, такое "имя" Александру Сергеевичу подходит.
    Но обсудим непосредственно роман "Евгений Онегин".
    Первая проблема, с которой я столкнулась, - это то, что я совершенно не знала, какую оценку поставлю (так и не определилась). Мне не понравилось это произведение, но и отвращения не вызвало. Обычно книгам, вызывающим такие эмоции, ставлю 3 звезды, но "...Онегину" не могу.
    Со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина совсем недавно исполнилось 216 лет. Стоит признать, что роман достаточно сильно устарел для нашего времени: в современном мире совершенно другие моральные устои, ценности, идеалы...
    Нет, не подумайте, я ничего не имею против творчества Александра Сергеевича. В детстве книга с его сказками была вообще любимейшей, до сих пор я очень люблю Пушкина. Но все же "Евгений Онегин" меня совершенно не впечатлил.
    Далее хочу разобрать роман по ходу чтения аннотации к своему изданию романа.
    Поехали!


    Современники поэта называли роман "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни.

    Этого отрицать не могу, учитывая тогдашние принципы и ценности.


    Произведение, изначально задуманное как сатирическое, стало историческим, хотя среди его героев не ни одной исторической персоны.

    Сатирическое? Тогда у Александра Сергеевича очень странное чувство юмора. Сатира всегда высмеивает пороки общества, я не увидела здесь этого.
    Насчет исторического: произведение несет достаточно много подробностей быта Российской Империи.


    В характерах главных героев удивительным образом сочетаются "иноземные" традиции дворянского воспитания того времени и черты национального русского характера. Этот разрыв не разрушает их целостности, не лишает оригинальности. Онегин, Ленский, Татьяна - удивительно яркие и притягательные в своем поиске персонажи.

    Я уже ловлю летящие в меня тапки, но я не вижу в них никаких личностей, людей. Они все картонные и одинаковые: Татьяна и Ольга, Онегин и Ленский... Ведут себя как малые дети, честное слово! Ну сами посудите: Татьяна влюбляется в Онегина ни с того, ни с сего. В голову ей встревает. Она с ним даже на этот момент не общалась фактически! Я не верю в любовь с первого взгляда, я безнадежна, как романтик, признаю.
    То же самое и с влюбленностью Евгения в Татьяну в конце романа. Почему-то 2,5 года назад он считал ее впервые влюбленной, из-за этого чересчур эмоциональной, девушкой, и вдруг чего-то приходит мысль: "Ах, какой я дурак, Таня замечательная!" Не верю, хоть я и не Станиславский!
    Ну, переживания Онегина, что он убил Ленского, конечно, просто отдельная тема! Если с самой дуэлью еще понятно (если бы Евгений не убил Владимира, то Владимир убил бы Евгения), то провокация Онегина сразила меня наповал. Неужели он не понимал, к каким последствиям ревность Ленского может привести?! В то время дуэли постоянно случались, как можно не осознавать, что заигрывание с чужой девушкой - фактически смерть (в 19 веке)?
    Ленский, на мой взгляд, - просто жертва. Еще он единственный из сборища этих товарищей, кого мне было более-менее жалко.
    Про Татьяну и Ольгу даже писать не хочется, тем более, что про любовь Татьяны к Онегину я уже писала выше, а Ольга вообще, кажется, была введена в сюжет только для того, чтобы Онегин с Ленским пошли на дуэль.
    Итог: герои до скрипа в зубах раздражали меня своими метаниями. Даже в Young Adult персонажи так себя не ведут!


    Не быть как все, сохранить себя, не будучи уверенными в собственной правоте, смотреть сердцем, а не разумом - этим и многим другим вещам мы можем бесконечно долго учиться у героев романа, при этом наслаждаясь слогом великого поэта и его блестящими зарисовками к жизни русского дворянства, а через него и России в целом.

    "Евгений Онегин" не учит перечисленному, на мой взгляд. Читатель вынесет из романа следующие мысли:

    • Приходится рассчитываться за свои ошибки (Онегин лез к Ольге, убил Ленского на дуэли и страдал потом, жалел).
    • Незаменимых людей нет (после смерти Ленского, Ольга очень быстро влюбилась в другого и вышла за него замуж).
    • Недооценив однажды что-либо/кого-либо, мы рискуем потерять это/человека (Первоначально Евгений не был влюблен в Татьяну, но, спустя 2,5 года, пожалел, что когда-то потерял ее).
    • Даже особы "высшего света" (хоть XIX века, хоть XXI) - обычные люди, они испытывают обычные человеческие чувства.

    Насчет слога великого поэта - поспорю. Пушкин, на мой взгляд, пишет самым обычным языком. Возьмем строфу XV главы 7:


    Был вечер. Небо меркло. Воды
    Струились тихо. Жук жужжал.
    Уж расходились хороводы;
    Уж за рекой, дымясь, пылал
    Огонь рыбачий. В поле чистом,
    Луны при свете серебристом,
    В свои мечты погружена,
    Татьяна долго шла одна.
    Шла, шла. И вдруг перед собою
    С холма господский видит дом,
    Селенье, рощу под холмом
    И сад над светлою рекою.
    Она глядит - и в сердце в ней
    Забилось чаще и сильней.

    Я неоднократно встречала писателей с куда более красивым и качественным русском языком.

    А может, это я ничего не поняла? Может, я глупа? Может быть. "Евгений Онегин" точно будет мною перечитан, но не раньше, чем через несколько лет.

    Надо будет посмотреть фильм. Надеюсь, переборю свой скепсис к экранизациям русской классики. Боюсь, что он меня разочарует, но все же...

    9
    150