Рецензия на книгу
Идиот
Фёдор Достоевский
Julymystery16 июня 2015 г.я ее «не любовью люблю, а жалостью»Эту книгу я хотела прочитать последние лет 10 и все время что-то мешало мне это сделать, а вот сейчас, когда она прочитана, у меня крайне противоречивые по поводу нее чувства.
Много мудрости, но много и грязи. Все персонажи - как будто в саже вымазаны - неужели в том мире, каким его видел Достоевский не было места простым хорошим людям - либо подлецы, либо идиоты?!
Все называют князя идиотом, но тем не менее сами тянутся к нему постоянно, чувствуя в нем лучшего человека, и при этом все-таки человека ниже самого себя в силу его врожденного недуга. Идеальный собеседник, чистый, добрый, умный, понимающий и в то же время не составляющий вам кокуренции!
А вообще, мне показлось, что самый лучший человек в этом произведении Вера Лебедева, она настоящая, без пафоса, без иронии, без зла. За нее как-то само переживалось до самого конца.Когда я читала, мне было мерзко, оттого что все персонажи этой фантасмагории без ума от Настасьи Филипповны, а ведь она ничто - сумасшедшая, злая, представьте сколько злости, если уже в 20 лет такая! На все мировые войны хватило бы! А все в ней ищут что-то, совершенством называют! А быть скверной, невоспитанной, эпатажной - много ума не надо. А ведь даже князь туда же - за ничтожество (то что падшая, не так страшно, а вот то, что мерзкая - ужасно!) умереть готов.
Ничего не понимаю. В сцене со скандалом в Павловске я была на стороне Лизаветы Петровны, хоть она и психовала, но я тоже считаю, что нечего общаться с такими людьми, как Бурдовский и его компания, тем более извиняться - глупость какая-то. Эта молодежь, которая только и умела сказать "мы требуем, у нас права", а кроме этого и слов двух связать не могла. "И благодарности не будет" фу-фу-фу
Аглая тоже злая, как и Настасья Филипповна, и так же стремится казаться дерзкой и независимой. Никакой она не антипод, а зеркало. Просто та "гулящая", а эта приличная. А разницы никакой. Обе считают, что любовь - это когда влюбились один раз и навсегда и не важно, если потом человек стал мелким, циничным, ничтожным - люби и все тут, а я буду какой угодно.
как бы то ни было, а ясное дело, что этому бедному рыцарю уже всё равно стало: кто бы ни была и что бы ни сделала его дама. Довольно того, что он ее выбрал и поверил ее «чистой красоте», а затем уже преклонился пред нею навеки; в том-то и заслуга, что если б она потом хоть воровкой была, то он все-таки должен был ей верить и за ее чистую красоту копья ломать.Обе эти женщины, злые, странные, капризные, любящие только себя и эпатаж, совершающие любой шаг, любой поступок только из противоречия, чтобы вызвать толки - неужели они и есть героини?! Поведение их схоже, только Аглая все-таки честнее и правильнее, хоть и совершеннейший избалованный ребенок. Все очевидно в последней сцене объяснения между двумя женщинами. Соперницы в любви к князю - вернее в его любви к ним - потому что для них она не счастье, а приз. Каждая пытается выказать свое превосходство над другой. Но Настасья Филиппова в этой сцене достигает самой своей низкой точки, совершеннейшее ничтожество - кичится тем, что живет в позоре и страдает! как сказала Аглая, не хотела бы - шла бы прачкой!
Знаю то, что вы не пошли работать, а ушли с богачом Рогожиным, чтобы падшего ангела из себя представить.Ан нет, прачкой быть не весело - лучше содержанкой, но при этом искренне страдать и всем демонстрировать свою тонкую душу! И еще оскорбляться, осуждать, читать мораль!
...могли полюбить только один свой позор и беспрерывную мысль о том, что вы опозорены и что вас оскорбили. Будь у вас меньше позору, или не будь его вовсе, вы были бы несчастнее…У меня какой-то небольшой культурный шок.
Но тут надо вспомнить о личности Достоевского. Он же именно что любил именно таких, которые бы унижали его! А если не унижали, то находил бессловестных, чтобы унижать самому - мстить за себя что ли. Вот оттого и Настасья Филипповна и Аглая - совершества. Для него. Для меня же базарные девки. И искреняя обида, что даже князь, с тонкой душевной организацией, в обеих видит совершенство то же, ищет великую душу, которой нет и в помине, и чем дольше ищет, тем больше велит, что, значит, та спятана еще глубже, а оттого еще величественнее. А, на мой взгляд, человек определяется по делам, а не по словам - если умеет делать только мерзости, всех подначивать и устраивать из всего один лишь фарс, то человек ничтожный, а не самый душевный и несчастный и поэтому так губящий свою жизнь себе же в наказание - беспомощное оправдание.
Внутри Настасьи Филипповны нет ничего, и чтобы как-то оправдать собственное существование, нужно устраивать сцены и с каждым разом все более дерзкие и извращенные.Что-то я совсем расписалась. Наверное, князя мне сильно жалко. Наверное, ему действительно таких, как он, единицы, и он не норма, а исключение - и чтобы сохранить эту чистоту души, лучше спрятаться в лечебнице, где на тебя будут смотреть снисходительно, а не пытаться втянуть в эту "настоящую жизнь", которая как мы видели, делала только хуже.
И все-таки - как же современно -
Стоило некоторым из наших барышень остричь себе волосы, надеть синие очки и наименоваться нигилистками, чтобы тотчас же убедиться, что, надев очки, они немедленно стали иметь свои собственные «убеждения». Стоило иному только капельку почувствовать в сердце своем что-нибудь из какого-нибудь общечеловеческого и доброго ощущения, чтобы немедленно убедиться, что уж никто так не чувствует, как он, что он передовой в общем развитии.Все, как сейчас!
Наверное, я все близко к сердцу принимаю, поэтому и спорю с автором, как будто хочу его в чем-то убедить, а ведь надо читать книгу, как художественное произведение. Но я так не могу - всегда мне нужен диалог! Хоть через сотню, хоть через тысячу лет! А, может, так и надо, и вся мировая литература только для того и нужна, чтобы спорить, не соглашаться, восхищаться, вдохновлять? Ведь только это жизнь!
1261