Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Господа Головлевы

Михаил Салтыков-Щедрин

  • Аватар пользователя
    Аноним6 мая 2025 г.

    Патология таланта.

    Серое непробиваемое небо.
    Под ним - огромное занесенное снегом пространство.
    Посреди - дом.
    В доме - комнаты, и по комнатам бродит не человек, а только его тень.
    Одетый в драные халаты, блудливый влажный взгляд и алкогольные пары, масса икон, и страшные шепоты вокруг:
    Некогда всесильная помещица Арина Петровна, дожившая свой век в нищей деревеньке, в убогом домишке.
    Это - мать.
    Сильной пьющий шут, гордящийся знакомством с самим Барковым.
    Это - отец.
    Степан, за долги потерявший дом в Москве, а теперь у матери на иждивении - не в господском доме, а во флигеле - просто пьет.
    Это - брат.
    Павел, никогда умом не отличающийся, живущий промежду прочим, и тоже -пьет.
    И это - брат.
    Анна, сбежавшая с гусаром, родившая от него двоих дочерей - Анну и Любу - и умершая от чахотки.
    Это - сестра.
    И сам он - медленно сходящий с ума и спивающийся в пустоте - Порфирий Владимирович Головлев.
    Судьба детей копирует судьбу детей.
    Дочери Анны - Люба и Анна . Стали актрисами, после спектаклей - кутежи, разврат, алкоголь.
    Люба покончила с собой.
    Анна вернулась в дом некогда бабушкин, теперь - дяденькин.
    Что они делают? Они пьют.
    Сыновья самого Порфирия - Владимир и Петр. Владимир покончил с собой - из-за страшной нищеты и отказа отца в помощи.
    Петр проиграл казенные деньги, приехал к отцу просить - не дали. И Петя умер...
    (Примечательно, что в коне романа, когда речь заходит о Петеньке, Анна говорит, что собрали ему 300 рублей, послали, оказалось бесполезно, и Порфирий спрашивает, а где сейчас эти деньги, ведь он их не получал....).
    Никаких ни Маниловых с их "милый, открой ротик, вот тебе кусочек", ни Собакевичей с их крепостью, ни Коробочек с их запасливостью.
    Даже Плюшкины перевелись.
    Остались одни Головлевы, и все, что делают эти Головлевы - это молятся, пьют, ненавидят друг друга и умирают.

    Все действия романа происходят в домах - в гостиных, в комнатах, во флигелях.
    Все герои - либо молчат, либо говорят о пустяках, либо - пьют чай.
    Иногда едят.
    И самое страшное - что есть в этом романе - это полноценное отсутствие жизни.
    Нет ни пения птиц, ни теплых весенних ветерков. Если ветер и есть, то это либо резкий, холодный ветер который буровит снег, в одно мгновение наметает сугробы, захлестывает все, что попадется на пути, и всю окрестность наполняет воплем, либо сильный ветер дул с юга, обещая гнилую оттепель, другого не дано.
    Еще один простой пример - улыбка.
    Все улыбнулись, но кисло как-то.
    и даже усиливается улыбнуться. (усиливается!)
    Порфирий Владимирыч только глупо-язвительно улыбнулся в ответ.
    Аннинька невольно улыбнулась. Аннинька чуть заметно улыбнулась.
    Это - та самая Анна, которая в самом конце романа - лежит в постели в бессознательном положении, со всеми признаками горячки..

    Никаких танцев, никаких балов, никаких гостей.
    Тихо, пусто, мертво.

    И именно вот эта вот бесконечная депрессия и делает роман одним из самых страшных в русской литературе. Масса персонажей - но все они будто только и делают, что ждут смерти. Добрых дел, даже по отношению к детям:
    -- А помните, дядя, -- сказала она, -- как она меня с сестрой, маленьких, кислым молоком кормила?
    Это говорит вся та же Анна.
    Никаких связей, никакой душевной теплоты.
    Вот примечательный отрывок.
    А Иудушка между тем поглядывал да поглядывал на тарантас.
    -- Так тарантас-то, маменька, как же? вы сами доставите или прислать за ним прикажете? -- наконец не выдержал он.
    Арина Петровна даже затряслась вся от негодования.
    -- Тарантас -- мой! -- крикнула она таким болезненным криком, что всем сделалось и неловко и совестно. -- Мой! мой! мой тарантас! Я его... у меня доказательства... свидетели есть! А ты... а тебя... ну, да уж подожду... посмотрю, что дальше от тебя будет! Дети! долго ли?
    -- Помилуйте, маменька! я ведь не в претензии... Если б даже тарантас был дубровинский...
    -- Мой тарантас, мой! Не дубровинский, а мой! не смей говорить... слышишь!
    -- Слушаю, маменька... Так вы, голубушка, не забывайте нас... попросту, знаете, без затей! Мы к вам, вы к нам... по-родственному!
    -- Сели, что ли? трогай! -- крикнула Арина Петровна, едва сдерживая себя.
    Тарантас дрогнул и покатился мелкой рысцой по дороге. Иудушка стоял на крыльце, махал платком и, покуда тарантас не скрылся совсем из виду, кричал ему вслед:
    -- По-родственному! Мы к вам, вы к нам... по-родственному!

    О тарантасе говорят не просто два персонажа, это - Мать и Сын, это - семья.
    Какие там Лев Толстой с его Курагиными, куда там Достоевскому с его Карамазовыми, вот - страсть.
    Вот - страх.

    Всякий раз, когда начинаешь читать этот роман, становится не по себе по трем причинам.
    Первая - это книга, которая, к сожалению, сейчас актуальнее, чем в 19 веке, не в силу убогости 19 века, а в силу частоты случаев, когда в семье царит не просто тупая жестокость, а настоящая война - из-за наследств, квартир, земель, машин, денег.
    Вторая причина - это ядовитая тема христианства. Порфирий Владимирович неистово верующий, молитвы с его губ не сходят, но - быть добрым христианином и быть просто добрым - это вещи абсолютно несовместимы: два сына умерли от папиной жадности, третьего - незаконнорожденного - отправили в Москву в приют.
    Коли захочет бог -- замерзнет человек, не захочет -- жив останется. Опять и про молитву надо сказать: есть молитва угодная и есть молитва неугодная. Угодная достигает, а неугодная -- все равно, что она есть, что ее нет.
    Во время тотального православия это звучит более чем вызывающе.
    И третья причина - в романе нет счастливого финала. Никто никого не прощает, никто ни кого не обнимает, нет единения, нет спасения.
    Есть только закоченевший труп головлевского барина..
    Есть только одна смерть в убогом мире.

    10
    189