Рецензия на книгу
Змеиные боги
Лизавета Мягчило
Аноним5 мая 2025 г.Студенты приехали и убиваются на свежем воздухе.
История нас встречает группой студентов, которые едут на этнографическую практику в глухую деревню. Группа у них разношерстная что в характерах, что в направлении обучения. Немного странным показалось, что один из студентов-этнографов уговорил преподавателя взять с ними журналиста. Странный прикол для вуза.
И, как говорится, во всякое мистическое мы не верим, но оно верит в нас, а от этого только страшнее.
Что я могу сказать об истории? Довольно интересная интерпретация модного нынче направления славянской хтони. Будь мне лет 15-20 я бы взахлеб читала и рекомендовала всем и каждому, но с читательским опытом за плечами сделать это чуть сложнее.
Что не зашло?
- Бесконечное количество метафор и иносказательных описаний. Я не шучу, иногда их по две штуки на предложение. Это сильно тормозит текст, который и без того динамикой не отличается. Я совершенно не спорю, что оно красиво, но не в каждом же предложении и по несколько раз. В какой-то момент в таких абзацах я чувствовала как мозг отключается и становится сложно концентрировать внимание на тексте, когда он сам расплывается потоком слов по дереву.
- "Уши" автора в тексте. Пункт выше говорит о большом количестве красивых описаний, которые и должны нас подвести к тому самому нужному чувству или образу. И я в целом поняла, что означает плотоядная улыбка, но автор докинет непременно, что смотрит он на неё "как удав на мышь". И таких примеров много. Иногда хотелось в голос сказать "да поняла я!!!".
- Странные действия героев и рояли в кустах.
В целом, я ещё могу понять, что студенты-этнографы решили раскопать курган для своей работы. Молодые, глупые, хреново учились в универе. Но поехать на практику на месяц и не узнать, где они там будут жить? Это что за вуз такой и что за студенты. Я сама как геолог ездила на такие практики и у нас всегда был первым вопрос жилья. И тут ребятам очень удобно подворачивается дом на окраине, в котором вот недавно умерла старушка, оставив погреб еды, но не оставив наследников. Очень удобно.Хтонь же тут интересная, живая. Чувствуется автором знание фольклора чуть дальше первой страницы Википедии. Но некоторые герои показались мне нераскрытыми и введенными для какой-то одной цели, а потом выброшенные за ненадобностью. Например, ведьма Чернава. В начале появилась, окутанная тайной (даже для деревенских!), а потом так и исчезла до конца книги, в конце и вовсе была выведена из сюжета окончательно.
Главные герои мне понравились, особенно Славик. Отчаянно следила только за ним, так как он был самым живым и настоящим среди пятерки. И логичным. Некоторые просто пресные, некоторые утрировано плохие или утрированно хорошие, а кто-то по пути потерял изначальный смысл.
Что касается сцен 18+, то тут невозможно без жестких спойлеров, но скажу так - в них (сценах этих) однозначно что-то есть.
Сцена с Сашей могла бы быть менее подробной, но очень хорошо показывает безумие и одержимость из-за проклятья. А вот сцена секса между Полозом и Катей мне кажется неуместной. Хоть сексологи и говорят, что опасность может возбуждать и вообще есть такой прикол с отвлечением внимания, я все равно вижу сцену лишней, хоть и понимаю, для чего.
Просто представьте: Катя убегает из леса, где уже есть погибшие и борется за жизнь Саша, а тут Полоз успокаивает и они занимаются сексом, а потом ОПЯТЬ динамичная сцена драки. Наверняка сцена нужна была для того, чтобы показать, что именно Змеиный царь был первым у Кати, что никто её не тронул, но не прям же посреди ужасов леса, ну.В целом, если не посоветую, то почитать предложу. Хотя бы из-за динамичных сцен с хтонью. История была бы ещё более сильной, не будь там такого количества описаний, скачков во времени (иногда не было понятно, действие в прошлом или в настоящем) и страданий главных героев.
Содержит спойлеры12230