Рецензия на книгу
Дневник смерти. Фортуна
Вера Эристави, Ойлин Нокс
Dolores_C4 мая 2025 г.Детская страшилка у костра, написанная на коленке
У книги так много восторженных отзывов (это прямо загадка года, ну да ладно, мне не жалко), что моё «фи» ни на что не повлияет и психологическую травму никому не нанесёт. А потому я в очередной раз позволила высказаться своей внутренней Бабке Ёжке.
Из хорошего здесь только задумка. Да, она не нова, но, как говорится, всё уже написано до нас, поэтому для меня важнее реализация. А с ней у авторов проблемы.О чём книга?
Отправляясь с друзьями на шашлыки, Никита самым странным и неожиданным образом натыкается на летний лагерь и знакомится с девочкой Яной. Очень быстро выясняется, что это никто иная как его давно умершая старшая сестра, о существовании которой Никита даже не подозревал. Кажется, сама судьба даёт Никите возможность исправить прошлое и спасти сестру.
Согласитесь, звучит очень круто! Но…
Никита абсолютно никакой и вызывает ноль эмоций. Его попытки спасти Яну выглядят сумбурно, вяло и неубедительно. Он просто странная картонка, которая перемещается по сюжету, периодически выдавая эмоциональные реакции на случившееся, достойные шекспировских пьес, с восклицаниями, буханьем на колени и заламыванием рук. Это выглядит максимально пафосно и наиграно, что делает Никиту совсем уж нереалистичным парнем двадцати пяти лет от роду. Ах да, иногда он ещё ведёт себя как начинающий педофил. Иначе я просто не знаю, как ещё можно объяснить его сексуальную тягу к тринадцатилетней девчонке. Для чего вообще авторы включили эту сомнительную «романтическую» линию в книгу, мне не ясно.
Яна поначалу вызывает сочувствие. Несчастная девочка с лишним весом, которую родители отправили в летний лагерь, где над ней издеваются, а сами укатили на море с сыночком, и даже с днём рождения дочку забыли поздравить. Но сочувствие быстро проходит. Яна производит впечатление эгоистичного, но при этом абсолютно амёбного существа. Все её мысли крутятся вокруг лишнего веса, собственной ущербности и ненависти к младшему брату, отобравшему у неё любовь родителей.
Я понимаю, что ребёнок с комплексами может быть на них зациклен, но в рамках книги одни и те же мысли по кругу не идут на пользу: в конце концов героиня начинает раздражать, а история — утомлять. Пережать так же плохо, как и недожать.
Ко всему прочему Яна постоянно плачет и часто падает. Это уже что-то из области клише.
При этом Яна не предпринимает никаких, даже самых слабых, попыток противостоять обидчикам. Я поняла бы ещё, если бы её гнобили всем лагерем, но нет. Тут просто есть шайка не очень умных малолетних придурков. Судя по тому, к чему привели в итоге авторы, интеллект одного из них вообще на уровне восьмилетки. Яна просто упивается страданиями, возводя их в десятую степень. А потом происходит то, что происходит.
Зло, с которым героям предстоит побороться, не просто клишированное — оно карикатурное. В нём максимум пафоса и минимум мотивации. Оно просто зло. Злое зло злобствует. И, конечно же, толкает традиционные злодейские речи.
Думаешь, сможешь меня остановить, мелкий людишка?«Мелкий людишка»? Ну серьёзно что ли?
Жизнь летнего лагеря обрисована очень схематично, так что на соответствующую атмосферу, которую я очень люблю, опять же рассчитывать не приходится.
Слог у авторов нормальный. Единственное, что неприятно резало глаз, — часто повторяющееся слово «парень» в отношении Никиты, с помощью которого авторы пытались избежать повторов его имени. Так делать не надо.
Финал претендует на вау-эффект, но те, кто читал книги или смотрел фильмы на похожую тему, смогут его предугадать.
Что в итоге?
«Дневник смерти. Фортуна» — это незатейливая, шаблонная страшилка для детей лет двенадцати. И это при том, что возрастной рейтинг у книги 16+. Мне даже на секунду не было ни страшно, ни жутко. Да и интересно, в общем-то, не было.У книги есть продолжение, но его я читать не стану.
23120