Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Поющие в терновнике

Колин Маккалоу

  • Аватар пользователя
    D_deliverance13 июня 2015 г.

    Сколько бы мне не было лет, я продолжаю определять ценность книги либо по количеству пролитых на нее во время прочтения слёз, либо по состоянию прострации, в которое я впадаю уже после прочтения. И вот, "Поющие в терновнике" зацепили внутри меня всё, что только могли.

    Сюжет сам по себе мне напомнил "Сто лет одиночества" Маркеса. Если упростить роман до невозможности, легко можно увидеть всё то же одиночество главных героев, всё ту же борьбу за себя или за ближних, всё тот же общих крах семьи, которая поначалу казалась столь способной противостоять любым невзгодам.

    Но упрощать таким образом "Поющих в терновнике" всё-таки неприлично. Также, что особенно порадовало, очевидная пропитанность романа любовными линиями не оставила его пустой книгой, начисто лишенной глубинного смысла, скрытого между строк. Каждый из нас оказывается подобен птице, что


    поет лишь один раз за всю свою жизнь, зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песни позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается ценою великого страдания… По крайней мере, так говорит легенда.
    Птица с шипом терновника в груди повинуется непреложному закону природы; она сама не ведает, что за сила заставляет ее кинуться на острие и умереть с песней. В тот миг, когда шип пронзает ей сердце, она не думает о близкой смерти, она просто поет, поет до тех пор, пока не иссякнет голос и не оборвется дыхание. Но мы, когда бросаемся грудью на тернии, — мы знаем. Мы понимаем. И все равно — грудью на тернии. Так будет всегда.

    Каждый борется за свою любовь, сражаясь за нее или воспевая ее, будь то любовь к родной земле или к матери, любовь к мужчине, женщине или брату и сыну. Кто-то пытается отвоевать любовь у бога, а кто-то - у времени. Но худшим становится осознание необходимости жить после потери любимых людей. Матери должны хоронить сыновей и держаться, схоронив внутри себя ноющую боль.

    Роман навевает ощущение повторяемости судеб. Мать Мэгги, да и сама Мэгги, словно идут по одинаковому пути и совершают одинаковые ошибки, и в конечном итоге - одинаково страдают.


    О дочерях женщины не помнят. Что такое дочь? Просто напоминание о боли, младшее подобие тебя самой, обреченное пройти через то же, что и ты, тянуть ту же лямку и плакать теми же слезами.

    Лишь дочери Мэгги удается вырваться из порочного круга повторов, хотя и она была близка пойти той же дорогой.

    Дрохеда опустеет и забудется все, что напоминало о жизни семьи Клири. Но осадок от прочтения, пусть он и с солоноватым вкусом, остается. И скитания семейства в далекой Австралии будут напоминать о превратностях судеб.

    6
    59