Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    IrinaPuzyrkova1 мая 2025 г.

    Перечитала и еще буду

    В юности я читала этот роман раза три, но с тех пор не трогала его. Как же интересно было вернуться к нему, спустя многие годы, и обнаружить, что он всё так же прекрасен.

    Роман многослойный и литературоведы, философы обожают в эти слои зарываться, наслаждаются аллюзиями, цитатами, находят связи с романтиками, с Гёте, с христианскими учениями, евангелиями и апокрифами, с алхимическими трактатами, каббалой и черт еще знает чем.

    Но прекрасен он тем, что и человек простой, малообразованный может абсолютно наивным взглядом этот текст прочитать, получить массу удовольствия и при этом отсветы больших философских вопросов лягут и на него - на меня, например.

    Я обожаю булгаковский талант за то, что писатель, желая иметь дело с такими огромными силами - культурными, историческими, метафизическими, не может не написать роман живым, искрометным, захватывающим. Его шалости, афоризмы, чудесные отступления, вся эта великолепная сатира на советскую страну, на человеческие слабости и пороки такие же искрометные для меня сейчас, как и в 16 лет.

    История Князя тьмы очень театральная, варьетешная. Воланд играет свою роль Сатаны без садизма, очень гуманно и справедливо, я бы сказала. По настроению он чем-то похож на Смерть Терри Пратчетта, хотя не такой аутичный, конечно, а скорее старый и усталый. Никому Воланд и его свита не причиняют такого зла, какого они сами не причинили бы себе своими опрометчивыми поступками, маленькими пристрастиями и большими бесчинствами. Зло симпатично не только благодаря клоунам Бегемоту и Коровьеву или рыцарскому поведению мессира Воланда. Оно беззлобно и декоративно, как в романтическом романе. Оно вызывает сочувствие, потому что отражает ту тьму, тень, неутоленность, озлобленноть, запертость, что есть в каждом человеке. И кто имеет смелость на это смотреть без жеманства, может только посочувствовать вечно жатве, которую Сатане и его свите приходится пожинать.

    Воланд похож на аркан Дьявол в Таро - это с одной стороны высвобождение теневых сторон человека, в общем, если честно с ними обращаться, они не так уж разрушительны; а с другой - зависимости, пороки и слабости, которые оставляют человека мучиться в своем индивидуальном аду.

    Настоящее зло, как ему и положено, остается неназваным. Им пронизан весь роман, но вслух никто его не называет - ни герои, ни автор. "За ним приехали". "Им позвонили". Обезличнные, безымянные, подразумеваемые силы. Нехорошая квартира получила свою репутацию задолго до прибытия Воланда в Москву. Её жильцы "просто исчезали", но мы понимаем, куда они девались. Мы понимаем и автор знает, что мы понимаем, кто звонит, кого имеют в виду лиходеи, когда им внезапно звонят или "вызывают", и почему они тут же умываются холодным потом. Писательская номенклатура в Москве, посетители валютных магазинов, профсоюзных ресторанов и дач живут роскошно и буржуазно, но все они по умолчанию учитывают невидимую и безжалостную силу, которая в любой момент может любого прижать к ногтю.

    Забавный вопрос для размышления, кем олицетворяется тогда добро в этой истории. Ну допустим, Иешуа - свет и добро по умолчанию. Он всепрощающий, он любящий всякого, в том числе, искалеченного злом и творящего зло. Но описанием его портрета Булгаков сильно не увлекается. Ощущение, что весь свет и вся благость Иешуа подразумеваются, потому что читающие по умолчанию же знакомы с Евангелием и находятся в его системе координат.

    Какими-то твердыми, валидными добродетелями в пространстве романа представляются честность, бескомпромиссность, милосердие, любовная страсть, творческий гений. И хотя для всеблагого света эти добродетели недостаточны, чтобы принять Мастера и Маргариту, все же они и не совсем бросовые, раз Воланду предложено подарить им вечный покой.

    Расстановка действующих сил очень интересная и не вполне ясная тут для меня. Пока читаю, я просто наслаждлаюсь, а когда надо подумать над романом и вне его, я четкой структуры не вижу. Есть игрушечное "зло", которое оказывается всего лишь отражением человеческой природы, довольно гуманистическим продуктом. Есть истинное зло - невидимое, но всеми осязаемое. Есть некое невидимое и данное нам только в отблесках истинное добро. И есть человек, существо слабое и только в отдельных случаях демонстрирующее симпатичные черты.


    9
    362