Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    ivan254330 апреля 2025 г.

    Когда-то (точно уже не припомню), ещё будучи подростком, я слушал эту книгу по радио. Впечатление было сильное, и вот теперь, спустя четверть века, а может и больше, решил перечитать.

    Надо сказать, основные моменты сюжета я помнил отлично, что лишний раз подтверждает силу впечатления, оказанного на меня этим произведением. Тогда оно воспринималась мной просто как атмосферный готичный «ужастик», но теперь мне, взрослому, уже ясно, что «Франкенштейн..» не так прост. Роман Мэри Шелли поднимает проблемы, которые в последующие эпохи станут волновать многих авторов, в том числе фантастов: ответственность создателя за свое творение, вопросы научной этики, генезис жестокости и насилия в обществе.

    Сюжет в целом общеизвестен. Молодой учёный Виктор Франкенштейн одержимый устаревшими идеями алхимиков, создаёт искусственного человека – могучего, но уродливого гиганта. Ужаснувшись делу рук своих, Виктор убегает от ожившего творения, бросая монстра на произвол судьбы. Оправившийся от потрясения, через несколько месяцев болезни Виктор возвращается было к нормальной жизни и научным исследованиям, но вскоре ему проходится расплачиваться за свою безответственность, ибо сотворённый им одинок, горд, жесток и опасен.

    Имеет ли право человек, несовершенный и грешный по своей природе, создавать своё искусственное подобие? Не получит ли оно «в наследство» пороки своего создателя, и еще худшие? Вопрос в наше время, в эпоху развития ИИ, крайне актуальный. Тем более мы уже сейчас видим, как новые технологии почти сразу же становятся инструментами разрушения и смерти.

    Трагический конфликт монстра с обществом и своим создателем – один из самых ярких и неоднозначных в мировой литературе. С одной стороны, дикую жестокость существа ничем нельзя оправдать – она не имеет границ, ведь он отнимает у Виктора всё самое дорогое, постепенно лишая его жизнь всякого смысла. И при этом гибнут ни в чём не повинные люди, которые не должны нести ответственность за просчёты молодого учёного. Монстр не останавливается ни перед чем, не жалеет ни женщин, ни детей, опускаясь даже до подлости: орудием его мести становятся не только насилие, но и ложь, подлог. С другой стороны, трудно не признать, что зверства искусственного человека – его логичная реакция на жестокость и нетерпимость общества, на инфантильное и безответственное поведение своего создателя. И не случайно существо перед началом своей «маньяческой карьеры» ознакомилось с книгами по мировой истории – оно словно бы стало отражением всего плохого, что есть в людях, всего зла, что человечество копило в себе.

    Но, повторюсь, оправдать монстра всё же нельзя. При его возможностях, силе, выносливости, так уж и нужны ему люди? В конце концов, при его склонности к самообразованию, он мог бы и сам попробовать изучить науки и создать себе пару. И слишком уж просто он сдался, оставив попытки найти с кем-то общий язык.

    Слабым местом романа является его главный герой, Виктор Франкенштейн, а, точнее, его нелепое поведение. Во-первых, он всё время поступает импульсивно и нелогично, не задумываясь о последствиях своих действий. Казалось бы, уже совершил одну, глупость – сделал чудовище и бросил на произвол судьбы – так нет, он и дальше принимает такие же скоропалительные эмоциональные решения, не пытаясь хотя бы немного просчитать, к чему они приведут. Во-вторых, уже после нескольких злодеяний искусственного человека Виктор мог бы понять его modus operandi – но нет, Франкенштейн по-прежнему считает, что опасность грозит только ему самому, и поэтому даже не думает защитить своих близких. И если первое ещё можно как-то понять – главный герой, хоть и талантливый учёный, не обязан быть дальновидным и умным «по жизни», то второе прямо-таки странно.

    «Франкенштейн...» – это неторопливое, медленное повествование, как и было принято в эпоху создания этого романа. Что, безусловно, отлично способствует нагнетанию мрачной и безысходной атмосферы, саспенса. О жутких и невероятных событиях читатель узнаёт как бы из уст очевидцев и участников событий – истории трёх рассказчиков «вложены» друг в друга, и это работает на глубокий психологизм и ощущение «достоверности».

    Надо сказать, что интерпретация образа монстра, прижившаяся в массовой культуре, довольно странная. Голливуд растиражировал образ этакого огромного зомби, глуповатого биоробота, в то время как оригинальный монстр Франкенштейна не зря именуется в романе демоном: он, как падший ангел, совершенен во всём, кроме жуткого облика и злобной души.

    Итог: «Франкенштейн, или Современный Прометей» – заслуженная и актуальная классика. Это и готический роман, и опередивший своё время психологический триллер, и отличный образец ранней «мягкой» НФ. А главное – знаковое произведение эпохи романтизма, раскрывающее ключевую тему этого направления – противостояние сильной, но озлобленной, травмированной личности и общества, эту личность отвергнувшего. Проблема это вечная, и роман Мэри Шелли вряд ли когда-то устареет.

    5
    170