Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Home Before Dark

Riley Sager

  • Аватар пользователя
    Аноним30 апреля 2025 г.

    «Дом на краю темноты» — третья книга Сейгер Райли, прочитанная мной в этом месяце, и она не разочаровала меня.
    Сразу отмечу, что в аннотации к книге представлены почти все ключевые моменты, поэтому сюжет обсуждать особого смысла нет, интереснее, как сделана и подана сама история. Книга построена в узнаваемом стиле автора — приёмом чередования глав. В этом произведении главы о событиях, происходящих в текущем времени, подаются со слов Мэгги Холт, а события двадцатипятилетней давности исходят от её отца, Юэна Холта. Поскольку отец на данный момент умер, мы понимаем что это фрагменты его книги.

    Причудливо и плотно перемешались правда и вымысел, да так, что невозможно отделить одно от другого. Вот и главная героиня пытается отойти от ложных воспоминаний, навязанных книгой отца и жадными до сенсаций СМИ, и докопаться до правды. Она знает, что им пришлось покинуть дом, в спешном порядке, прожив в нём двадцать дней, и случилось это 15 июля двадцать пять лет назад, когда ей было пять лет. Никто и никогда не говорит о причинах побудивших уехать из Бейнберри Холл, это табу. Однако героиня уверена, что это случилось неспроста, и ключ от этой тайны скрыт в книге и самом доме.

    Некоторое время мне было трудно принять зацикленность героини на отцовской книге. Было непонятно, почему её так заботит вопрос правды, если она ничего не помни о тех днях, ведь ей было пять лет. Допустим, какой-то автор написал книгу, априори это выдумка, даже если потом писатель будет всю жизнь утверждать, что написано на основе реальных событий. И что? Однако Мэгги всю жизнь считает, что это выдумка, ждёт от родителей подтверждения и обижена на них за молчание. Какая-то в этом инфантильная неувязка.

    Зато впоследствии, перемещаясь по тексту из одного времени в другой, когда вехи событий сталкиваются, всё больше находишь деталей подтверждающих реальность, приходишь к убеждению, не так просто её беспокоил вопрос правдивости книжных событий. Оказывается всё очень непросто и эта книга наложила отпечаток на всю её жизнь.

    Странно-нелогичным показался момент когда отец завещал дом Мэгги, а не жене (был приобретён на деньги жены и при разводе та не претендовала на дом) и незадолго до смерти предупреждал дочь: — В Бейнберри Холл тебе опасно, "Обещай мне, что никогда не вернешься туда. Никогда-никогда", — логика конечно железная.

    Получив в наследство особняк, из-за которого у неё в детстве сформировались душевные травмы, Мэгги решает поехать туда, чтобы отреставрировать здание и продать, ведь по профессии она дизайнер, а поскольку с детства она сформировалась реалистом, она подсознательно стремится разгадать семейную тайну. "Я не помню своего пребывания здесь. Нет, я не думаю, что в Бейнберри Холл водятся привидения. Да, я думаю, что мои родители врали. Нет, я не знаю почему. Да, я определенно думаю, что они что-то скрывали от меня в течение последних двадцати пяти лет. И да, я полностью намерена выяснить что".

    Персонажей в произведении немного, но в отличие от первых двух прочитанных мною книг этого автора, их роли незначительны, да и сами они невыразительные. В окружении Мэгги появляются фигуры из былого, из книги её отца, постаревшие на четверть века, но очень узнаваемые, и главное, все они носители информации. Так полицейский инспектор Олкотт, убелённая сединами шеф полиции сейчас, а тогда - "новобранец, зелёная во всех смыслах".
    "– Что именно сказал вам папа той ночью?
    – Почти то же самое, что и написано в книге.
    – Вы ее читали?
    – Конечно, – отвечает шеф. – Это же Бартлби. Тут все ее читали. Если кто и говорил, что не читал, то он врет".

    Молодая женщина решила сама провести следствие и докопаться до правды: "Я хочу поговорить со всеми, кто упомянут в книге папы, с кем могу. Хочу услышать их мнение о произошедшем, а не его. Может, тогда я смогу понять, почему мои родители так поступили и что они скрывают".
    Встречи со свидетелями из того времени, пребывание в интерьерах дома пробуждают у Мэгги сначала смутные, а потом подлинные воспоминания. Пребывание в старых стенах не проходит бесследно для героини, и она отчасти даже боится того, что может вспомнить.
    У Мэгги цепкий ум, она наблюдательна и способна выстраивать логические ходы, умеет завести нужную беседу. Однако в своих исканиях она встречает сопротивление участников и свидетелей тех лет, они не идут ей навстречу.

    Всё с чем столкнулась Мэгги и проведённое ею расследование принесли ясность, но стало ли ей легче, докопавшись до истоков событий и узнав всю правду? И признаюсь, меня шокировала причина отъезда, такого я не ожидала.
    Читая третью книгу подряд Сейгера Райли, могу сказать, его романы отличаются непредсказуемостью, хорошо проработанными деталями и в своей основе глубоко реалистичны. Всё, что придаёт оттенок загадочности и уводит в мистику, — в очередной раз изощрённая выдумка преступника с целью безнаказанно уйти от наказания.
    В заключение могу сказать, что автор по сути большой прагматик и реалист, он виртуозно владеет приёмами нагнетания и сгущения тревожной атмосферы, и у него хорошо получается навести «тень на плетень».

    58
    528