Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    SophieCoques10 июня 2015 г.
    Юпитер создал людей в припадке мизантропии.

    Ох уж этот Собор. Тяжело и медленно раскачиваясь, повествование знакомит нас со всеми главными персонажами, попутно приобщая читателя к истории культуры и архитектуры средневекового Парижа. Затем, набрав скорость, оно словно локомотив прет напролом сквозь трагически-драматическую историю, развернувшуюся в Соборе Парижской Богоматери и далеко за его пределами.
    Признаюсь честно, первая половина книги наливала мои веки свинцом, и никакого сопротивления не хватало противостоять этому столь безвредному и приятному снотворному. Прошу заметить, что Францию я люблю, Париж обожаю, а история Средневековья Европы вызывает во мне неподдельный интерес. Но эти пространные лекции в моей голове облекались в голос нудного преподавателя-старичка, которому не интересно слушают его студенты или нет. И, словно невнимательных, неусидчивых школяров, автор периодически подводит читателей к коротким итоговым тезисам, чтобы хоть как-то информация разлитая на тридцать страниц, уместилась в их головах. Хотя конечно интересные идеи я почерпнула. К примеру, очень интересная мысль о том, что книгопечатание сменяет зодчество в качестве главного выразителя мысли человечества.
    Что же касается истории. Повествование второй половины книги, где собственно и раскрывается вся наша красиво написанная Санта-Барбара трагедия, уже более динамично. Герои раскрываются, хотя и не так глубоко как хотелось бы.
    Главные герои, конечно, которых знает любой, и не читавший Гюго человек, это Эсмеральда и Квазимодо. Но вот, черт побери, не зацепила меня ни цыганка, ни горбун.
    Эсмеральда доводила меня просто до скрежета зубов своим вечным блеянием по Фебу. В любой ситуации, где нужно сидеть тихо как мышь, она кричит: "О мой Феб! О, Феб!" Да и вообще почти в любой ситуации. Да, понимаю, что ей 16, что она маленькая и глупая. Но не настолько же. Она ведь всю жизнь жила среди цыган. И вырос цветочек тепличный, наивный и бесхитростный.
    Квазимодо. Да, он вызывает некоторую жалость и печаль. Он один из немногих в книге умел любить. Но почему-то не зацепил он меня.
    Клод. Этот персонаж прописан глубже всех. В нем есть внутреннее противостояние. Да, его любовь - это, конечно, не любовь. Это дикая, разъедающая страсть.Поэтому он готов погубить Эсмеральду при любом удобном случае, предварительно удостоверившись, не хочет ли она полюбить его, а частенько и не ставя перед ней никакого выбора. Ведь любил бы, он бы сделал все, чтобы спасти ее. И правильно он в своей келье нацарапал слово "рок". Он и есть тот самый рок для нее. Если бы не он, никто и не осудил бы ее. Если бы не он, все не закончилось бы для нее так трагично.
    Гренуар. Это отдельная история, конечно. Отмечу лишь, что, если честно, Гренуар в этой истории самый адекватный человек. Поэтому он и находится немного в тени повествования. Он эту нить ведет как поэт с самого начала книги.
    Феб. Ну Феб, женился и ладно.
    Вообще меня конечно как юриста покоробила судебная система. Судят за убийство человека, который не умер. При этом на момент решения он еще не умер. А потом и вовсе выжил. И при этом он не мелкий лавочник, про существование которого можно забыть, как о букашке. Он видный капитан королевских стрелков. При этом на протяжении книги у всех прямо маниакальная потребность повесить девчонку.

    Итак, "Собор" скрасил мне несколько вечеров. Язык хорош, но лично мне не хватило глубины.

    9
    58