Рецензия на книгу
Dubliners
James Joyce
Аноним28 апреля 2025 г.Он чувствовал себя изгнанным с праздника жизни
Серость, грусть, тоска и безнадега - такова атмосфера в рассказах авторского сборника Джеймса Джойса . Рассказы написаны в жанре "реализма" и отражают реалии общественной и частной жизни ирландского общества. Рассказы читаются легко, хотя в них есть некоторые моменты, которые были понятны современникам и соотечественникам Джойса и непонятные сегодня.
Сборник предваряет интересная вступительная статья Екатерины Гениевой "Перечитываем Джойса…", где в том числе дана краткая характеристика рассказов сборника. После прочтения книги, задаешься вопросом, на чем Гениева основывает некоторые свои умозаключения? Но статья хорошая и обязательно прочитайте ее, для знакомства с антуражем.
Главный герой рассказов Джойса в большей или меньшей степени чувствует неудовлетворенность своей судьбой, но ничего изменить не может, вследствие своей зашоренности, ограниченности, трусости, слабохарактерности.
Герои рассказов в печали из-за смерти близкого человека ("Сестры"); сильно напуганы из-за случайной встречи с придурком-незнакомцем ("Встреча"); не могут осуществить свои мечты ("Аравия", "Эвелин", "Облачко"); безосновательно полны тщеславия, изображают из себя значительных людей, а на самом деле от безысходности бухают и лупят дома своих детей ("Личины"). Здесь мать ловит постояльца на прелести своей молоденькой дочурки и заставляет жениться ("Пансион"), здесь смазливый проходимец живет за счет своих недалеких подружек, иногда ими приторговывая ("Два рыцаря").
Финал многих рассказов либо разочарование, либо трагедия, либо полная трагедия.
Эта греховная и потаенная любовь наполнила его отчаянием. Он ненавидел нравственные устои, он чувствовал себя изгнанным с праздника жизни. Одно существо полюбило его; а он отказал ей в жизни и счастье; он приговорил ее к позору, к постыдной смерти. Он знал, что простертые внизу у ограды существа наблюдают за ним и хотят, чтобы он ушел. Он никому не нужен: он изгнан с праздника жизни. <...> Во мраке он уже не чувствовал ее, и голос ее больше не тревожил. Он подождал несколько минут, прислушиваясь. Он ничего не слышал, ночь была совершенно нема. Он прислушался снова: ничего. Он был совсем один.В рассказе "Мертвые" жена главного героя из-за случайно услышанной песни, всколыхнувшей ее чувства, открывается мужу и он вдруг осознает насколько жалкую и пустую жизнь он ведет.
Так, значит, в ее жизни было это романтическое воспоминание: из-за нее умерли. Теперь он уже почти без боли думал о том, какую жалкую роль в ее жизни играл он сам, ее муж. <...> Лучше смело перейти в иной мир на гребне какой-нибудь страсти, чем увядать и жалко тускнеть с годами. Он думал о том, что та, что лежала с ним рядом, долгие годы хранила в своем сердце память о глазах своего возлюбленного – таких, какими они были в ту минуту, когда он сказал ей, что не хочет жить. Слезы великодушия наполнили глаза Габриела. Он сам никогда не испытал такого чувства, ни одна женщина не пробудила его в нем; но он знал, что такое чувство – это и есть любовь.В общем, жизнь "дублинцев"довольно безрадостна.
44457