Рецензия на книгу
Бегущий по лезвию бритвы
Филип Дик
Аноним26 апреля 2025 г.Поворотный момент наступает лишь тогда, когда нечему уже распадаться.
Филипп Киндред Дик американский писатель в жанре научной фантастики, роданачальник киберпанка в литературе, один из самых влиятельных писателей XX - ого века. Всё его творчество окутана филисофскимы изречениями, социальной критикой, поисков ответов на такие вопросы, как «что есть реальность?» и «что есть человек?». Филипп Дик родился в 1928 году в городе Чикаго. Вместе с ним родилась сестра-двойняшка Джейн Шарлотта. Дети были рождены недоношенными, а роды принимались дома. Скоро сестренка Филиппа умирает, и этот факт оставляет самую тяжелую рану в его душе. Дик всегда говорил: «Я всегда чувствую себя неполноценным. Мне всегда не хватает единства. Я одинок, и уйду одиноким».Писатель был женат пять раз. В середине февраля 1982 года писатель жаловался лечащему врачу на резкое ухудшение зрения. Когда он перестал отвечать на звонки, соседи нашли его в бессознательном состоянии на полу. В больнице диагностировали инсульт и на время вернули его в сознание, но он потерял способность говорить. Вскоре его состояние резко ухудшилось, последовали новые инсульты, и 2 марта 1982 скончался от остановки сердца. Филипп Дик прожил очень непростую и тяжелую жизнь, однако оставил после себя огромное литературное наследие, которое имеет очень большое значение в литературном мире.
«Мечтают ли андроиды об электроовцах?» считается вершиной творчества Дика. Роман был написан в далеком 1968 году, и очень многое из того, что описывал Дик, сейчас уже является реальностью, а не фантастикой. Произведение настолько глубокое и переполнено философией, что считается одной из икон литературного мира XX-ого века. Уже в 1982 году всемирно известный режиссер Ридли Скотт снял один из своих культовых фильмов - «Бегущий по лезвию», на основе этого произведения. Как и все творчество Филиппа Дика, и этот роман тоже охватывает очень широкий спектр жанров, таких как альтернативная реальность, постапокалиптика, антиутопия, виртуальная реальность, научная фантастика, экзистенциализм, кибернетика и т. д. Здесь Дик обсуждает вопрос социального неравенства, политические вопросы мироздания, моральность и аморальность снабжения и внедрения человеческих качеств в роботах. То, чего Дик опасался, уже в 21-ов век стало реальностью. Создаются роботы, которые везде заменяют людей, а есть андроиды, которые уже могут вместе женщин быть суррогатными матерями. Мир, в котором Декарт питается разобраться, с так скажем ошибками человечества, скоро превращается именно в тот мир, где сам Декарт задается вопросом моральных качеств уничтожения роботов и хочет осязать, где стирается грань между реальностью и выдумкой. Книга поднимает вопросы очень трудные и одновременно очень простые: «что есть любовь?» и «есть ли способ внедрить это чувство неодушевленным роботом?». Роман крайне социальный, в ней ведется противостояние двух видов времени - настоящего и будущего, а победителем, как всегда все равно оказывается прошлое. Говорят, что главное для писателя - это умение владеть словом. В этом произведении Дик пользуется этим фактом по-мастерски. Здесь Филипп, пытается впервые затронуть не тему абсолютного зла, а пытается осязать на философском уровне вопрос человечности. Будущее для Дика не сулит ничего хорошего, он впереди ищет и ждет только мрак. Да, мне это все напоминает великого и неповторимого Достоевского. Ведь страдания рождают ответы на самые важные экзистенциальные вопросы мироздания. В этом романе Дик пытается понять, когда были потеряны ключи человечности, любви и взаимопонимания. Автор на уровне квантовой механики изучает кто мы и куда идем. Здесь затрагиваются вопросы на столько тонкие, что о них не принято разговаривать даже шепотом. Это не просто художественное произведение, это одно большое полотно, где собрано все важное и непоправимое для человечества. Вправе ли человек создавать себе подобного, внедрять в него почти все человеческое и дать шансов жить максимум пять-шесть лет? Филипп Дик на самом высшем и трудном уровне ищет цену жизни. В книге самыми важными и ценными оказываются живые животные, за которых люди готовы отдавать целые состояние. Таким образом Дик хочет понять, почему нужно ценит что-то только тогда, когда это почти потеряно навсегда. Для меня самым нужным и главным персонажем является образ Мерсера. Это именно тот типаж каждого человеческого индивида, который сидит во всех человеческих особях. Этим образом Дик перефразировал философию «мифа и Сизифе». Подобно Сизифу человечества тянет на гору этот самый большой камень
5162