Рецензия на книгу
Поющие в терновнике
Колин Маккалоу
Аноним9 июня 2015 г.Как и многие другие, эта книга попала ко мне случайно. Просто нашлась при въезде в комнату общежития на нижней полке шкафа в самом углу. Сами понимаете, я не могла оставить бедное издание пылиться.
Роман оставил после себя ощущение глубочайшей потери, несмотря на такую в общем-то счастливую концовку. Хоть кто-то из женщин Клири нашел свое счастье. Но нам-то это счастье не принесло. Почему?
Слишком много страданий было у них на веку. Причем страданий абсолютно каких-то надуманных. И Фиа и Мэгги несли свою любовь сквозь годы, десятилетия, закрывая глаза на все вокруг. Ведь кто, если не они сами, виноваты в их такой несчастливой жизни? Кто мешал им взглянуть на мир широко открытыми глазами и увидеть, что кроме их любви (почти безответной, кстати) существует что-то еще, что может составить их счастье? Фиа упорно не видела детей, кроме Фрэнка, детей, искренне ее любящих. Она не видела, как сильно предан ей муж. Мэгги же в упор не замечала никого, кроме священника, заранее зная, что он НИКОГДА не предпочтет ее службе Богу. Казалось бы, ну что тебе мешает оглянуться и зажить жизнью, в которой есть место другим людям, а не только мужчине, который предпочел тебе Бога? Даже не Бога, а высокое положение в обществе. Но нет. Мэгги упряма, как и все Клири. Она натянет маску мученицы и будет жить дальше, гробя свою жизнь.
Причем удивительно, что обе женщины понимают прекрасно, что все их действия неверны в корне, что они ничего не добьются таким самоотречением от счастья. Однако продолжают нести крест, который сами же упорно сколачивали всю жизнь.
Конечно, персонажи удивительно прописаны. Глубоко и точно. Так что к середины книги ты уже не задумываешься, как поступит герой/героиня в той или иной ситуации. Особенно занятны различия мужских и женских персонажей. От мужчины требуется сделать выбор? Несомненно он падет в пользу положения в обществе. Женщина? Конечно же кинется с головой в любовь. Хотя не скажу, что согласна с таким разделением ролей. Даже более того, считаю его абсолютно неверным.
Так же удивительно, что на общем фоне авторского негодования по поводу женского удела, ты видишь, как героини раз за разом совершают те же ошибки, совершая истинно "женские" (по мнению автора, конечно) поступки. Казалось бы, если тебе так противна эта несправедливость к женщинам, почему бы не сделать своих героинь более свободолюбивыми что ли? Одна лишь Джастина с самых малых лет позиционировала себя независимой от мужчин феминисткой. Что так и не помогло ей наступить на грабли имени Фионы и Мэгги Клири. По крайней мере, так я думала, дочитывая книгу. Но в конце таится таки разгадка. Все эти годы "мученичества", одиночества, неразделенной любви нужны были для того, что две престарелые девы осознали уже наконец свои ошибки и не дали их совершить другой такой же тугой на принятие верных решений даме.
Итак. Не скажу, что книга обязательна к прочтению. Но она интересна. Пусть иногда возникает желание побиться головой об стену, когда ты в очередной раз видишь, как невыносимо тупят героини. Это все равно стоит того. Потому что это не просто роман. Это сага. Это поколения. Это разные судьбы и разные места. Столько мелочей, неведомых нам, потому что нам никогда уж не оказаться в том времени и том месте. Почитайте на досуге. Даже мужчины. Хоть книга и о любви. Ее здесь на самом деле мало. Все какое-то любование любовью, тонко размазанное по повествованию, сквозь которое ярко проступают пейзажи Австралии, яркие краски, пение птиц.
зы. Еще один поразивший меня факт. Все персонажи тут определены на свои места. Они не появляются просто так, для поддержание атмосферы или еще чего. На каждого возложена своя задача, выполнив которую, персонаж удаляется с полным пояснением его дальнейшей жизни. Кроме разве что О'Нила старшего. Но это персонаж смутный. И не особо приятный. Так что мы не горюем.
зыы. Совершенно не понравился Ральф де Брикассар. Вот понятие не имею, чем он нравится женщинам.
334