Рецензия на книгу
Вы найдёте это в библиотеке
Митико Аояма
Аноним23 апреля 2025 г.Когда всё идёт наперекосяк, книга спешит на помощь
Сила содержится порой не в самом тексте, а в способности человека прочитать послание. В этом ценность.Как и ожидалось, роман пронизан любовью к чтению и книгам — как к источнику вдохновения, мудрости, идей, хорошего настроения, счастья и всего такого прочего. Причём, книга здесь не альфа и омега, не начало и конец всего, но то, что помогает жить — и жить хорошо. Задумка до гениального проста: люди приходят в библиотеку, и консультантка Саюри Комати подсказывает именно те книги, которые им сейчас нужнее всего. Посетитель получает распечатку со списком книг, которые просил, а в конце видит одно странное название, которое на первый взгляд вообще не связано ни с ним самим, ни с его запросом: у продавщицы в магазине женской одежды это детская книжка, пенсионера — сборник детских стихов, безработного — энциклопедия реликтовых видов, бухгалтера — энциклопедия о растениях, молодой мамы — нонфикш о близости человека к луне, например. Считая, что это случайность или ошибка, герои всё равно берут их почитать. А ещё каждый из них получает бонус к такой книге: войлочную игрушку, которую загадочная консультантка жестом фокусника извлекает из своих ящичков. (Причём, посетителей в книге всего пять, и бонус для каждого совпадает с порядковым номером ящичка — это такая милая деталь.) Продавщице — войлочная сковородочка, пенсионеру — краб, безработному — самолётик, бухгалтеру — спящего котика, молодой маме — земной шарик, да-да, все бонусы мягкие и из войлока. Волшебство начинается с того, что блуждающий разум каждого героя читает книгу, переваривает её, думает о своей жизни — и соединяет книжку, игрушку и знаки внешнего мира в один большой ответ на свой незаданный вопрос. То есть ответ на долго мучавший вопрос находится как бы сам собой. И, конечно же, ответ не содержится напрямую в книге.
И это так правдоподобно: люди читали книги и вдруг обнаруживали в тексте какую-то корреляцию со своей жизнью, какую-то подсказку, какое-то озарение, которое не связано с сюжетом напрямую, но помогает справиться с собственной жизнью — у меня такое сто раз бывало. А у вас? Хотя есть нюанс: 5/5 историй мы наблюдали, как Саюри Комати создаёт какую-то магию, словно видит человека насквозь и, предвидя будущее, советует ему Ту Самую Книгу. Магия срабатывает, и невольно начинаешь задумываться — не фэнтези ли это? (Точнее, не магический ли реализм?) А ларчик открывается просто: когда человек чего-то хочет — и осознаёт, чего он хочет, — и начинает делать что-то, чтобы добиться желаемого, пусть даже сам ещё не знает, что именно нужно делать, — подсознательно человек находится в постоянном поиске нужных ответов и решений, поэтому ему можно посоветовать абсолютно любую книгу — и в ней так или иначе найдётся нужный ответ. Даже бонусы, которые дарит Комати-сан, — это не намёк или магический артефакт, это просто повод взглянуть на мир иначе, обратить внимание на то, чего раньше не замечал. Получается, что человек, который хочет найти связь — такую связь обязательно найдёт, а человек, который хочет найти ответы, — свои ответы обязательно получит. Как говорил Зигмунд Фрейд, «признание проблемы — это половина успеха в её разрешении».
— Разве такое бывает? Это же просто невероятно. Чтобы такая [работа] сама нашла тебя.
— Нет. Она не сама нашла тебя, ты начала действовать, вот всё вокруг и закрутилось.Замечательная книга Аоямы-сэнсэя, возможно, даст волшебный пинок (читай: смелость) тем читателям, которые прямо сейчас в этом нуждаются, станет Той Самой Книгой, в которой они найдут ответ. Другой вопрос: мне страшно интересно, как были собраны эти истории? Уже позже, после этой книги я читала «Книжную кухню» Ким Чжи Хе, но там прям чувствовалось, что писательница выбирает актуальные проблемы и для них придумывает сценарий и решение, образно выражаясь, она шла от обратного. А в этой книге мне всё время казалось, что Аояма Митико описывает реальных людей — просто их истории привязаны к книгам и сходятся в общей локации — библиотеке.
Библиотека, где работает волшебная консультантка, располагается в культурно-общественном центре, куда могут прийти все жители этого района — чтобы научиться чему-то новому, весело провести время, почитать, пообщаться. Очень полезный центр, который — в отличие от не менее полезного интернета — помогает наладить связи между людьми и сделать их жизнь лучше (вместо того, чтобы просто удовлетворить запрос), вот бы нам такой в нашу деревню. Но увы, увы, в этой стране есть только центры для детей и молодёжи, а взрослые старше 22 лет предоставлены сами себе — и плевать, что с годами социализация даётся людям всё хуже. Впрочем, я отклонилась. Пятеро наших героев по тем или иным причинам попадают в библиотеку этого центра. И вот тогда начинается «психологическая» магия.
Томока, 21 год, продавщица в магазине женской одежды. Эта девушка подумывала сменить работу, потому что нынешняя казалась ей недостаточно престижной, важной, полезной, достойной, великой, уважаемой, нужное подчеркнуть. Но она не чувствовала, что ей хватит воли, способностей, уверенности в себе, таланта, ментальных сил, нужное подчеркнуть, чтобы бросить эту работу и найти новую. Да и какую-такую новую? Что она вообще может? Плавая в море волнений, Томока-тян никак не могла стать счастливой. Всё изменила детская книжка, персонажи которой готовили кастеллу. С попытки приготовить этот бисквит и начинается новая жизнь Томоко-тян. Главная мысль: делай что можешь, но то, что можешь сделать, — делай как можно лучше, изо всех сил.
Урасэ Рё, 35 лет, бухгалтер в компании по производству мебели. Вопреки его скучной, но надёжной работе, у мужчины была Мечта: он хотел открыть свой магазинчик. Но может ли он бросить безопасную жизнь и начать своё дело? Вообще-то у него девушка есть — останется ли она с ним, если он пустится в подобную авантюру, когда они ещё даже не женаты? В общем, плавая в мучительном море сомнений, Урасэ-сан никак не мог ни на что решиться. Пока не побывал в общественном центре, не взял энциклопедию о растениях и не получил бонусом войлочного котика. Не скажу, как, но три этих вещи сошлись, чтобы подсказать мужчине способ решения всех его проблем. (Причём, котик сыграл даже большую роль, нежели книга). А девушка поддержала Урасэ-сана морально. Главная мысль: не обязательно выбирать между реальной жизнью и мечтой, но если ты мечтаешь о чём-то, то начни уже хоть что-то делать для осуществления мечты.
Сакитани Нацуми, 40 лет, бывшая редакторка журнала. Убеждения этой женщины показались мне немного сомнительными — но любой человек имеет право на собственные убеждения и ценности, и я не стала бы её осуждать, встреться мы в реальной жизни. Но это не самая любимая моя героиня. Итак, Сакитани-сэмпай успешно и увлечённо работала в журнале много лет, пока в какой-то момент они с мужем не решили завести ребёнка — и завели. И она даже вернулась к работе через пару месяцев после родов — но даже так было поздно: её перевели из редакции в архив, который представлялся ей адом с бесконечными муками. Плавая в море страданий, Сакитани-сэмпай вообще не знала, что делать. Пока однажды не взяла в библиотеке книгу о символизме луны и связи человека с этим символом — это позволило ей изменить точку зрения на свою жизнь, а также найти новую работу. Главная мысль: неудачи случаются с каждым, мир не вертится вокруг тебя, но только ты можешь превратить неудачи в новые возможности.
Суда Хироя, 30 лет, безработный. Мой любимый герой, хоть и безработный. Хироя-кун с детства знал, чем хочет заниматься, тратил на это всё своё время, даже получил специальное образование — просто потом не смог найти работу по специальности. Вот так и болтался на подработках до 30 лет, в какой-то момент даже забросив любимое дело и постоянно чувствуя вину перед матерью. Конечно, он хотел изменить свою жизнь и заниматься тем, что ему нравится. Но, плавая в море беспомощности, Хироя-кун не мог поверить в собственные силы. Пока однажды не взял в библиотеке толстенный иллюстрированный атлас реликтовых видов, сохранивших свидетельства эволюции. Что было дальше, не скажу, наблюдать за этим было трогательно: всего одна книга (хоть и толстенная) смогла изменить чью-то жизнь! Главная мысль: у каждого человека есть 100% возможностей заниматься тем, чем ему нравится.
Гонно Масао, 65 лет, пенсионер. Для понимания этого персонажа стоит знать специфику японской культуры: всю свою жизнь надо посвятить работе в одной компании, чтобы считаться ценным членом общества — но как только ты выходишь на пенсию, ты теряешь всякую ценность. Так случилось и с Гонно-сама. Он вышел на пенсию и оказался в странной изоляции: без друзей и без хобби. Он даже боялся, что жена уйдёт от него, раз он теперь скучный необщительный старик. Плавая в море неопределённости, на что же потратить остаток жизни (и как не остаться в одиночестве), Гонно-сама решил найти хобби. Так к нему в руки попал сборник детских стихов — и они оказались не так легки для восприятия пожилого человека, как хотелось бы! С помощью этой книги, а также с поддержкой семьи Гонно-сама смог-таки определиться, что ему дальше делать и как жить. Главная мысль: жизнь не заканчивается, даже если тебе 65 и у тебя больше нет работы, наоборот, всё только начинается.Если есть какие-то совпадения с вашей жизнью — книгу в зубы и бегом читать. Кхм, то есть, я хотела сказать, что настоятельно рекомендую эту лёгкую трогательную книгу всем, кто столкнулся в жизни с какими-то тревогами (но не тем, кто перманентно плавает в море тревожности — хотя и для них здесь найдётся своё успокоение).
(Войлочного котика у меня нет, зато я воспитываю зелёную вязаную лягушечку по имени Бильбо Бобо)20183