Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
Аноним6 июня 2015 г.Саму эту книгу по-прежнему считаю неординарным произведением, хотя очень неоднозначным. Но то, что сделали с ней ее ретивые поклонники, достойно сожаления. Недаром «МиМ» была любимым романом совковой интеллигенции – глупой и трусливой. Понятно, что многие моменты романа были этой публики особенно близки. Как приятно в бескомпромиссной битве за паек и подачки начальства ощущать себя сплошь «мастерами и Маргаритами», ну, а своих конкурентов считать «шариковыми» и т.п. Пафосное цитирование сомнительной фразы «рукописи не горят» вызывает оскомину. «Сгорела», в лубянском аду, например, рукопись «Странников ночи» Д.Андреева – а ведь этот текст 1930-х годов требовал большего мужества. И о зле там говорится намного смелее и адреснее. Ну, в самом деле, кто у Булгакова выведен в качестве малосимпатичных персонажей: вороватые управдомы, лживые литкритики и т.п. Нехорошие людишки, конечно. Но ведь не они грабят целые страны, обманывают весь мир и уничтожают людей миллионами. Эти ничтожества всего лишь приспосабливаются к страшному порядку вещей. И применение против них «абсолютного оружия» - самого сатаны и его банды - выглядит как стрельба по воробьям даже не из пушки, а чего-то более мощного. Чему тут радоваться? А ведь «интеллигентщина» вся слюной изошла, смакуя соответствующие сцены романа, перенося их на экран и наслаждаясь просмотром. Представляют, наверно, как с их конкурентами по «творческому цеху» разбираются Коровьев и Бегемот. Психология испорченных детей, не иначе.
И неудивительно, что для этой публики, состоящей из «культурных вшей», «пресловутой «образованщины» вполне нормально, что несогласных с ними бросают в тюрьму за «экстремизм», за слово, тогда как мега-воры и настоящие убийцы отделываются легким испугом.
Да и к обычным людям иные фанаты Булгакова очень уж суровы (не к себе, любимым). Конечно, москвичей «испортил квартирный вопрос» - а кого бы не испортил?! Большинство людей будет вести себя по-скотски, попав в скотские условия. Но кто этих людей опустил до скотских условий жизни? Многие вопросы просто не задаются.
Между прочим, через несколько лет после показанных событий большинство «испорченных» пошли копать противотанковые рвы и тушить зажигалки, чтобы остановить «земляков» профессора Воланда.
Эстетизация зла, как ни крути, является чем-то отвратительным. Например, соблазнительно представить себя женщиной с желтыми цветами, полетевшей на метле, «все мы ведьмы», типа; но, попав на шабаш, становишься шлюхой. Хотя можно называть это и по-другому.
Ну, и так далее. «С кем вы, мастера культуры?» - обычно спрашивают. Я бы не спрашивал, а послал всех их подальше. Не должны быть «инженерами наших душ» ни М.Чудакова, ни философствующий попик, ни критик Латунский, ни режиссер Бортко… Дали бы они нам пожить по-своему, по-русски, по-человечески; и не лезли бы к нам всякие воландисты, иешуисты и прочие коммунисты.
Так ведь лезут…
А сам Булгаков - вывел в Воланде сталина? прославил зло? – от страха, постоянного, угнетающего, выматывающего душу – чего не померещится…12109