Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Аноним21 апреля 2025 г.Театр одной актрисы
Этот роман прочитался очень легко. Но и показался более... легковесным, чем я ожидала (да, мои ожидания - все еще мои проблемы, и эти проблемы все еще при мне).
Если воспринимать название этого романа прямолинейно и рассчитывать на некую историю театрального закулисья - на то, что погрузишься в жизнь театра, в репетиции, в проработку ролей, в какие-то подковерно-подножечные и кублозмейские или наоборот (ну а вдруг!) плюшечно-обнимательские отношения внутри труппы, то можно испытать некоторое разочарование. Потому что ничего такого в романе нет. По крайней мере в дозах, превышающих гомеопатические.
Поэтому остается сделать вывод, что "Театр" - название метафорическое. И подразумевается, (как вариант) "вся жизнь - театр" одного актера. Точнее, одной актрисы, главной героини этой истории, Джулии Лэмберт. Стареющей - но пока еще превращающей своей игрой публику в счастливую желешку и тающую пломбирку.
В романе рассказывается о начале ее карьеры, об отношениях с мужем, о влюбленности, внезапно свалившейся на нее под старую ж... эм... под перезрелый пэрсик. И рассказывается обо всем об этом остроумно, местами даже язвительно (хотя по-настоящему пофонтанировать ядом автор себе тут не позволил, в отличие от романа "Луна и грош").
Наверное, Моэм заслуживает профессионального восхищения уже тем, что он ухитрился ни одного персонажа этой истории не сделать достаточно симпатичным, чтобы его захотелось обнять - и ни одного не сделать достаточно отвратительным, чтобы его захотелось увидеть в ситуации, когда ему очень-очень болестно.
Особого рода, но на мой взгляд, все же - мастерство.Слог этого романа (во всяком случае, в переводе, об оригинале я, к сожалению, судить не могу) элегантен, но неярок, и чуть-чуть, отдает нафталином. Винтажен, скажем так. И в этом есть своя прелесть... хотя мне временами становилось в этом тексте душновато.
Дочитав "Театр", я осталась с не слишком воодушевляющим ощущением, что все эти типажи, все эти сюжетные вензеля, все эти психологические подмечалочки и миросозерцательские озарения мне уже были знакомы до встречи с романом Моэма.
Возможно, когда роман вышел, все эти размышления про то, что настоящие актеры мастерски отыгрывают свою жизнь вместо того, чтобы ее жить, и что для творческого человека все вокруг - материал для творчества и ценно не само по себе, а прежде всего именно как этот материал, еще не ощущались настолько общим местом. Возможно, своим первым читателям Моэм подарил нечто новое, нечто свежее и вводящее в смущение своей оригинальностью. Не обязательно - но и не исключено.
Однако провернуть со мной что-то эдакое роману не удалось.3305