Рецензия на книгу
Пять повестей
Джон Фаулз
Аноним5 июня 2015 г.Фаулз - интересный автор. Не больше и не меньше. Сквозь строки сквозит талант, и этого достаточно, чтобы им восхищаться, но чтобы полюбить - нет. Безупречный, но тяжеловатый для восприятия язык, оживляющий не только каждый уголок, но сам дух обстановки. Как признавался сам автор, сборник мог бы называться "Вариации", но его друзья не увидели связи с более ранними работами автора. Для меня это сходство было очевидно, и местами даже навязчиво.
Особенно это проявилось в Башне из черного дерева .
Если вы читали "Волхва" , то дежавю будет мучить на каждой строчке, ведь по сюжету это практически краткий пересказ: уединённый дом, эксцентричный старик, две молодые нимфы и главный герой, разрывающийся между желанием завести интрижку и своей законной возлюбленной, и разыгрывающаяся на этой почве психологическая игра. Эти произведения разделяет 10 лет, но я не вижу принципиальной разницы ни в психологии героя, ни в событиях. Даже такая немного автобиографичная аналогия, что герой имеет опыт преподавания, полностью сохранена.
Вроде бы и понятны мысли об извечной борьбе отцов и детей, здесь в искусстве, о политической "принадлежности", о любви и общественных ограничениях, то ли налагаемых ею, то ли снимаемых, но... Эти мысли совсем не близки. Для меня поведение Дэвида, когда он думает, что переспит и признается Бет, но сначала всё же переспит, выглядит дикостью, пошлостью, поведением не мужчины, но самца. Если в "Волхве" мои симпатии оставались на стороне слабовольного парня, то здесь со всей глубиной ощущается грехопадение, моральная распущенность всех героев. Нет, каким бы ни был талант, мне хватит.
Элидюк
Опять герой мечется между двух красивиц, одна из которых его жена. Снова дежавю? Фаулз обыграл известную рыцарскую легенду и моё внимание было обращено не столь на само повествование (наивно и снова поперёк морали, жене Элидюка можно только посочувствовать), сколь на предисловие об исходнике и направлении развития литературы, делающие оправданным переложение того, что пелось менестрелями, в прозу. Не думаю, что захочу перечитать.Бедный Коко
И наконец-то что-то незаезженное. Наиболее впечатляющее произведение сборника (и легче всего читаемое). Пожилой господин пишет книгу о Пикоке и, чтобы ему ничего не мешало, договаривается пожить у друзей в коттедже. Мог ли он предположить, что в первую же ночь встретится с вором? И чем объяснить загадочный поступок грабителя? Это очень напряженное произведение о "воинствующей малограмотности": о народившемся поколении молодёжи, неспособной прочувствовать силу слова, ограниченной в способности элементарного самовыражения и оттого ущербной. Конечно, не стоит так обобщать, общество неоднородно. Только явление революционной борьбы с элитой при юношеском максимализме вытекает в нечто беспримерное и неосмысленное, не по одному экономическому признаку, а по инакости в принципе. Верно?Энигма
Очень нестандартный детективный рассказ, в котором автор намеренно лишает каких бы то ни было намёков, настоящая загадка, тайна, мистерия, так насмешливо и к месту звучит вопрос, а надо ли это знать и какой прок от этого знания. И опять животное начало перебарывает логику и смысл. Ну, по крайней мере здесь герою всё "удалось", кроме нахождения пропавшего человека. Ну так зачем всё затевалось?Туча (Облако)
И завершающий рассказ. Он и правда должен завершать, потому что я не могу представить его отдельно от сборника. Эта семейная идиллия не без греха объединяет мотивы, порывистость, неверность, холодность в сочетании распалённым желанием... Начинаешь уже ловить не только характерный язык Фаулза, но и типичных для него ключевых персонажей, особенно центральный женский образ. "Облако" как бы подводит итог всем высказанным за книгу мыслям:
Загрязнение, энергия, перенаселение. Сплошные Питеры, сплошные Поли. Не убежать. Умирающие культуры, умирающие страны.
Европе конец.
Литература скончалась – и как раз вовремя.
А ты все лжешь – вот так, читая роман никому уже не интересного автора, вникая в отжившее искусство, погружаешься в эротические фантазии и чувствуешь себя оскверненной, как будто уже делала это прежде, вынуждена была, зная, что все спланировано, обосновано, неизбежно. Как он взял тебя однажды на кладбище – и написал «Обладание средь могил». Тебе не понравилось – стихотворение, не обладание1479