Рецензия на книгу
От двух до пяти
Корней Чуковский
Аноним20 апреля 2025 г."С возрастом пытливость угасает, особенно у тех, кто привык думать и жить по инерции... Не то ребенок - в возрасте от двух до пяти"
Об этой книге я узнала из интервью, которое брали у известной российской учёной Татьяны Черниговской. На вопрос: "Какую книгу Вы бы посоветовали обязательно прочитать каждому взрослому человеку?" Татьяна Владимировна ответила: "Очень советую открыть и прочесть полное издание книги Корнея Чуковского "От двух до пяти". На первый взгляд книга кажется сборником детских перлов, но по мере прочтения открывается колоссальная работа, материал для которой собирался, изучался и анализировался в течение многих лет одним единственным человеком - Корнеем Ивановичем Чуковским.
В книге трактуются серьезные темы, которые глубоко волнуют меня: о целенаправленности влечения малых детей к перевёртышам, об устойчивой форме их стихотворных экспромтов, о древних произведениях фольклора, как верных регуляторах детской поэзии, о реалистическом воспитании детей при помощи небывальщин и сказок и т.д. и т.д. и т.д.Вдохновленный многолетним наблюдением за детьми, Чуковский впервые опубликовал свою книгу в 1928 году. Тогда у Корнея Ивановича не было единомышленников, общество прохладно отнеслось к идее книги, посвященной детской речи. Но большое желание показать всем высокую научную ценность детской речи воспламенило в писателе кипучую энергию и неиссякаемую идейность. Спустя время книга вошла в массы и приобрела авторитет.
Достаточно сказать, что в одном только 1958 году книга вышла в двух разных издательствах в количестве 400 000 экземпляров и в течение нескольких дней разошлась вся без остатка.Этот педагогический труд Чуковского состоит из шести глав. Сначала писатель рассуждает о детском языке, его выразительности и даже в какой-то степени гениальности детских речений.
Девочке четырех с половиною лет прочли "Сказку о рыбаке и рыбке".
- Вот глупый старик, - возмутилась она, - просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху!Как говорится, устами младенца глаголет истина. Странно, что многие взрослые, находясь в аналогичной жизненной ситуации, рассуждают не так разумно, как этот четырехлетний ребенок.
Вообще мне кажется, что начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях её уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала: к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка. Если бы такое чутьё к словесным формам не покидало ребенка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи.Великому писателю немало палок в колеса наставила цензура в СССР. Чуковскому пришлось побороться за сохранение здравого смысла в своей книге.
Считалось, что буржуазные дети говорят на каком-то другом языке, чем дети, рождённые в семье пролетариев, и что принципы построения речи не могут быть у тех и других одинаковыми.
Поэтому редакторы требовали, чтобы я, говоря о каком-нибудь слове, произнесенном трехлетним ребенком, всякий раз во что бы то ни стало указывал, к какому социальному слою принадлежит названный мною малыш, и демонстрировал бы при этой оказии, какая глубокая пропасть лежит между языком "Пети Буржуйчикова" и языком "пролетария Симы".Получая множество писем от родителей со всей страны, Корней Иванович отслеживал законы развития русского языка в сознании детей, находящихся в пределах одного государства, но разделенных километрами.
Развитие языка совершается у всех малышей по одним и тем же законам: все русские дети равно оглаголивают имена существительные, удваивают первые слоги, выбрасывают трудные согласные, борются с нашей метафорической речью, называют сухарики кусариками, лопатки - копатками, пружинки - кружинками. Ведь все без исключения русские дети черпают свои языковые ресурсы из одного и того же словарного фонда, подчинённого одной и той же грамматике.Ловлю себя на мысли, что большую часть книги мне хочется процитировать, поскольку лучше выразить мысль, нежели Чуковский, у меня вряд ли получится.
Ребенок бессознательно требует, чтобы в звуке был смысл, чтобы в слове был живой, осязаемый образ; а если этого нет, ребенок сам придаст непонятному слову желательные образ и смысл.Детские речения, приводимые в книге, не могут оставить равнодушным взрослого читателя. Без доброй улыбки и не прочитаешь некоторые измышления маленького разумного человека.
Папа шел по горе Машук. Вдруг у него из-под ног "фррр!" - вылетела психопатка. Психопатка - это такая птица. Очень вкусная, когда жареная!
Нужно ли говорить, что на самом-то деле героиня этого рассказа была куропаткаИнтересны рассуждения детей о зачатии и рождении, о закономерностях жизни, о жизненных благах.
- И сказал колдун Олегу: "Ты умрёшь от своего коня". И тогда повел Олег коня в колхоз...
Все дети в возрасте от двух до пяти верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера - одно из важнейших условий их нормального психического роста.Мир глазами ребенка уже недоступен взрослому. Но вновь немного приоткрыть мир детства возможно, если послушать о том, как рассуждают дети.
Двухлетняя Джана, которую я уже цитировал на одной из предыдущих страниц, говорила знакомым, что её мать на луне, так как неоднократно слыхала от взрослых, что мать уехала в отпуск на месяц.Или вот:
- Звёзды - это салютинки, которые за небо зацепились.О том, что чтение сказок в разы развивает воображение и мышление малыша, не знает разве что глупец. Но задумывались ли Вы о том, как конкретно ребенок воспринимает сказку? Чуковский ответил на этот вопрос.
Теперь уже считается общепринятой истиной, что сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя её активным участником и всегда отождествляет себя с теми из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки.
Здесь великое гуманизирующее значение сказки: всякую даже временную неудачу героя ребенок всегда переживает как свою, и таким образом сказка приучает его принимать к сердцу чужие печали и радости.
Сказочники хлопочут о том, чтобы ребенок с малых лет научился мысленно участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоцентрических интересов и чувств.Иными словами, хотите развить в ребенке эмпатию? Читайте ему сказки.
А помните следующие строки из небезызвестной песенки:
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!Их авторство за четырехлетний мальчиком, имя которого Чуковский не разглашает. Эти строки он поместил в одном из первых изданий книги " От двух до пяти". А через тридцать лет поэт Лев Ошанин ввел их в качестве рефрена в свою известную песню.
С большой энергией выражается в них несокрушимая вера ребенка в бессмертие всего, что он любит
Многие дети любят сочинять стихи-перевёртыши, в которых всё наоборот. Чуковский уверяет, что эти стихи - отличная зарядка для детского ума.
Польза подобных стихов и сказок очевидна: за каждым "не так" ребенок живо ощущает "так", всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он ещё выше оценивает свою твердую ориентацию в мире.Последняя, шестая глава книги, будет особенно полезна к прочтению детскими писателями, художниками-иллюстраторами детских книг и, конечно, родителями, которые покупают детям эти книги. Суть главы в 12 заповедях, ориентированных на создание идеальной детской книги. Значение имеет ритм текста, литературный стиль, иллюстрации и их расположение на странице, и даже численное соотношение частей речи друг к другу, используемых в тексте. Можно сказать, что последняя глава - это краткий курс писательского мастерства от Корнея Ивановича Чуковского другим детским писателям.
Что ещё мне понравилось в книге "От двух до пяти", так это ссылки на других авторитетных авторов и литературные источники. Книга пестрит ссылками, указывая на то, какой драгоценный труд проделал автор, собирая по крупицам наблюдения других литературных авторитетов, не только русских, но и иностранных. Чуковский изучал не только книги по педагогике, но и по детской психологии. В его время они не пользовались у общества такой популярностью, как сейчас.
Книгу действительно хочется порекомендовать широкому кругу лиц: писателям, художникам, родителям, филологам, воспитателям, преподавателям. Эта книга открывает двери в мир познания ребенка. Она объясняет то, какими категориями он мыслит, и конечно же объясняет почему спустя вот уже 100 лет мы продолжаем читать нашим детям сказки Корнея Чуковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Александра Пушкина, Петра Ершова. Эти литературные гении своими строками нашли отклик в сердцах детей. И будущим поколениям писателей есть чему у них поучиться.7161