Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Ocean at the End of the Lane

Neil Gaiman

  • Аватар пользователя
    Аноним5 июня 2015 г.

    Есть писатели, которых я не просто читаю, они знаменуют для меня определенную эпоху в моей жизни. Вспоминая любое событие, я могу назвать какой писатель тогда был у меня основным. Это вовсе не значит, что его книги были лучшим, из прочитанного в тот момент, самым интересным или что-то такое. Это скорее о том, чьи голосом звучит монолог в твоей голове. Вот уже несколько лет для меня такой писатель - Нил Гейман.

    Возможно, это прозвучит странно, но для меня "Океан в конце дороги" самая сложная книга за последние несколько лет. Столкновение с внутренними демонами всегда дается нелегко. В день, когда мне подарили книгу, я прочла ее до половины. И дальше полгода не читала вообще ничего. Начать что-то другое не могла - ОНА лежала на полке и ждала меня. Продолжить тоже не могла - я читаю на ночь, а если продолжить, то абсолютно бессонная ночь мне была бы обеспечена. Вряд ли, даже читавшие книгу, поймут какой именно момент напугал меня до такой степени. Последний раз я припоминаю за собой такое лет в 14, когда я ночью в одиночестве читала "Оно" Стивена Кинга. Ничего общего, а впечатления схожие.

    Но в определенный момент отступают любые монстры. Книга дочитана и она фантастическая. Гейман - огромный умелец рисовать миры. С одной стороны, мне бы очень хотелось, что бы он хоть в малых произведениях рассказал нам еще о семье Хэмпсток. Но с другой стороны, Нил, как никто знает, где остановиться, и что излишек света порой портит даже самые прекрасные истории.


    Посмотрела на шиллинг, сощурившись, обнюхала, потерла, послушала (во всяком случае, поднесла к уху) и провела по нему кончиком своего фиолетового языка.
    «Он новый, – заключила она. – На нем написано тысяча девятьсот двенадцатый год, но еще вчера его не было и в помине».
    Я взглянул на старую миссис Хэмпсток: «А как вы узнали?»
    «Хороший вопрос, милок. Главным образом по электронному распаду. Чтобы увидеть электроны, нужно смотреть на вещи пристально. Они махонькие такие, похожи на крохотные улыбки. А нейтроны серые и вроде как хмурные. Эти электроны чуть-чуть улыбистей, чем нужно для тысяча девятьсот двенадцатого года, так что я прошлась по краям букв, по голове старого короля, и грани оказались чуток острей и четче. Даже там, где они сносились, это выглядит словно их нарочно сточили».

    Гейман всегда казался мне очень мужским писателем. Но при этом, он абсолютно фантастически передает женские персонажи. Они у него преисполнены силы чуть ли не больше, чем мужские. Той, архетипичной силы природы, стихии, что формирует само мироздание. А, может, они сами им и являются. Потому что в произведениях Нила совершенно нет Героев. Все, даже самые героические поступки, его персонажи совершают, как некую обыденность, жизненную необходимость, поступок, соответствующий нормальному течению событий. Само понятие нормальности он искажает феерично. Попадая в его миры очень быстро привыкаешь к их понятию нормы.


    Кормить мальчика медом! Ты же испортишь ему зубы».
    Старая миссис Хэмпсток повела плечами. «Я переговорю с этой неуемной мелкотней у него во рту, – заверила она. – Они не тронут его зубы».
    «Ты же не можешь вот так командовать бактериями, – возразила миссис Хэмпсток. – Они этого не любят».
    «Сущий вздор, – отмахнулась старушка. – Дай им только волю, и они совсем распояшутся. А покажешь, кто тут главный, они все сделают, только б тебя умаслить».

    Ну и, конечно, как у любого по-настоящему хорошего автора, у Геймана нет "плохих" и "хороших". Все просто таковы, каковы они есть. И в то же время, на много сложнее этого. Чем и ценны. Книги Геймана всегда приводят меня к мысли, что любое существо самоценно своей уникальностью, кем и чем бы оно ни было. Оно может сто раз мешать нам, приносить нам вред, не соответствовать нашим понятиям о добре, но это не делает его ненужным или неправильным.


    Все выглядят иначе, чем изнутри. И ты. И я. Люди гораздо сложнее. Все-все. ... Чудовища тоже бывают любой наружности и всяческого размера. Некоторых люди боятся. Некоторые походят на тех, кого люди привыкли бояться давным-давно. Иногда людям бы надо бояться чудовищ, но они не боятся.

    Ну и, в первую очередь, я очень посоветую эту книгу тем взрослым, рядом с кем есть дети. Посоветую, что бы напомнить о том, что детский мир совсем не такой, каким уже привыкли видеть его мы. Напомнить, как бывает страшно и трагично воспринимать все вокруг, когда взрослые "относятся к тебе, как к маленькому", когда тебе не верят, когда в тебя не верят. И, может, в следующий раз, вы будете внимательней к тому, что говорят вам ваши дети. Возможно, и ваша коллега или соседка, вовсе не так проста, как кажется. Блохи, они знаете ли мастера маскировки. А ведь нас, взрослых, и некому предупредить, кроме маленьких следопытов.


    "Взрослые тоже изнутри не такие уж и взрослые. Снаружи они большие и безрассудные, и всегда знают, что делают. А изнутри они нисколько не поменялись. Остались такими же, как ты сейчас. А вся правда в том, что и нет никаких взрослых. Ни единого в целом огромном свете... " А потом мы сидели там рядышком на старой деревянной скамейке и молчали. Я думал о взрослых. И задавался вопросом, было ли это правдой: в самом ли деле они все дети, обернутые взрослыми телами, как детские книжки, запрятанные внутри скучных, длинных книг. Без картинок и диалогов.
    4
    52