Рецензия на книгу
Башня Ласточки
Анджей Сапковский
Аноним20 апреля 2025 г.Предпоследняя правда
Страдать не хочет никто. А ведь это – удел каждого. Просто некоторые страдают сильнее. Не обязательно по собственному выбору.По мере продвижения к финалу, в истории Ведьмака все меньше от простой и понятной линейности начала, она усложняется структурно: флэшбэки, флэшфорварды, многофигурность и полифоничность с переходом повествовательной линии от одного рассказчика к другому, философские беседы о природе и соотношении добра и зла, второ- и третьестепенные персонажи цикла внезапно выступают на первый план, чтобы так же неожиданно отступить во мрак. Читать "Башню ласточки" как самостоятельную книгу, в отрыве от всего цикла, категорически не стоит. Но если по порядку, не делая между книгами пауз, история складывается в удивительной силы и мрачной красоты картину.
Путь Героя Цири все больше похож на Крестный путь, роман начинается с того, что отшельник-целитель Высогота находит неподалеку от своего пристанища дивной красоты черного коня, рядом с ним раненная девушка, положение которой кажется поначалу безнадежным, но, то ли мастерство лекаря делает свое дело, то ли сама она живуча - найденыш выкарабкивается, только шрам уродует теперь ее лицо. История, мытарств Цири, рассказанная спасителю, с отбивками их диалогов, составит более-менее содержание шестой книги.
Охотник за головами и главный антагонист этой части Бонарт, посланный уничтожить банду Крыс, убивает всех, кроме Фальки, которую пленит и делает гладиатором, безжалостно избивая за попытки бежать или бунтовать. Геральт продолжает странствовать в поисках названой дочери в компании лучницы Мильвы, рыцаря Кагыра, вампира-абстинента Региса и менестреля Лютика (фрагменты его мемуаров "Полвека поэзии", забавные и наполненные самолюбованием, составляют немалую долю обаяния книги). Продолжается война, душераздирающие эпизоды с полевым госпиталем, лагерем беженцев, ополченцами на марше и затесавшимися среди них мародерами - все это тоже часть истории, напрямую не связанная ни с одним из троих главных героев, но создающая контекст.
Перемещенная порталом в место над морем, Йенифер спасена рыбачками и привезена в островной Скеллиг, откуда пытается влиять на ситуацию, несмотря на более, чем скромные возможности. Находит тех, кто поможет, снаряжает корабли и отправляется к Бездне (местный аналог Бермудского треугольника, именно здесь утонули родители Цири), где в последний раз видели чародея-предателя Вильгефорса. Ничего хорошего для нее из этого ожидаемо не выходит. Сапковский предельно сгущает тьму вокруг героев не приемами приключенческой литературы, в которой, выйдя из очередной мясорубки живым и относительно невредимым, персонаж мчится навстречу новым свершениям.
Здесь: мир, устроенный правильно и справедливо в глобальных масштабах, чудовищно несправедлив в миллионе частных случаев. И лучшим в нем достается больнее, а сохранить белизну пальто не удается никому. Но зная об этом, все мы продолжаем жить и заботиться о тех, кто нам дорог.
P.S. Финальный эпизод с Риенсом ("я научу тебя боли этими руками, вот этими вот пальцами") и коньками - хорош необычайно, хотя лед на реке никогда не застывает гладко, как на катке.36490