Рецензия на книгу
Die Wahrheit über den Fall Harry Quebert
Joël Dicker
El8815 июня 2015 г.Книга, которая сперва мне так понравилась, оказалась разочарованием.
Ну что тут у Диккера... Маленький городок, все всех знают (эдакий Бродчерч), за 30 лет одно крупное преступление, которое в деталях (!) помнит вся округа. Исчезновение одной девочки производит такой фурор, словно мы живём в мире пони и радуг.
В этом мире у трёх подозреваемых были/есть одинаковые машины. Писателям здесь не дают прохода на улице как поп-звёздам. Ладно, это всё тлен. Действительно раздражают две вещи.Во-первых, форма.
Есть основная сюжетная линия - расследование писателя Маркуса Гольдмана. Когда он вспоминает или узнаёт что-нибудь разной степени интересности, нам выдают ретроспективу, причем иногда она с некоторыми подробностями повторяет то, что мы только что узнали из диалога. Объема ли ради, то ли не доверяет Жоэль Диккер памяти читателя, я уж не знаю, но в этой книге правда много повторов. Некоторые главы представляют собой отрывки из нового романа Маркуса или бестселлера его учителя Гарри Квеберта. Меня дико веселило, как эта сладкая парочка, Гольдман и Квеберт, всю дорогу нахваливают их гениальность, потому что "Истоки зла" больше похожи на посредственный любовный роман, а "Дело Гарри Квеберта" на любой другой детектив с тематической полки. И Великий Писатель, и Начинающий ВП, и 15-летняя девочка звучат неприкрыто одинаково. Как Ж. Диккер. Каждую главу предваряет совет "о жизни, боксе и писательстве" Квеберта, за которые мы, очевидно, должны его полюбить. Если то, что там есть о любви и жизни просто банально, то писательские советы заставили меня страдать. Например, он рекомендует зомбировать людей чайками или утверждает, что слова для писателя не важны, или что литература похожа на бокс, или... Ну, вы поняли. Если отбросить излишества, этот пухлый томик похудеет вдвое.Во-вторых, персонажи.
Один. Один-единственный персонаж-функция не вызывал у меня негатива во время чтения (разумеется, я про Гэхалоуда =) ). То ли автор не умеет видеть в людях хорошее, то ли вдохновлялся ситкомами, то ли специально нагнетал безысходной тупостью всех и вся. Тут у нас весь ассортимент стереотипов: лебезящие клерки, истеричные мамаши, одержимые поиском зятя/невестки, вульгарные красотки, пассивные забитые отцы семейств, добряки копы, усердствующие дубинками, и мн. мн. др. Это что касается окружения. Сам Маркус Гольдман тот ещё засранец, и если после рассказа о Великолепном он вас не бесит, я вам поражаюсь. Всё, что сказано Нолой и о Ноле, заставляет думать, что Диккер никогда не общался с девочками подростками. Он их даже не видел вблизи. Его усилиями "влюблённость" в это несчастное существо взрослых мужиков иначе как педофилия рассматриваться не может, потому что все утверждения о том, что "она была женщиной" идут лесом. Да и эмоциональный шантаж в духе "ты уйдёшь - я умру" не ассоциируется с кем-то взрослым. Её сумасшествие - единственное, что более менее оправдывает образ. Наивность щенка + одержимость психопата + пафос диснеевской принцессы + самолюбие инфузории туфельки. Какой уж тут равный союз. Так что Гарри Квеберт проходит по разряду горе-извращенцев.Вот интрига закручена хорошо. Аннотация к книге и восторженные отзывы газетчиков не лгут, угадать убийцу сложно. Правда, для этого у нас попросту не хватает данных в виде полного текста "Истоков зла", но всё же. Ложные линии расследования вполне убедительны, идея с двумя романами прелесть. Хотя я почему-то ожидала хорошего авторского троллинга под конец. Чтобы, например, вся интрига вокруг Нолы оказалась несущественной потому, что убить хотели старушку. Но у нас с Диккером, очевидно, чувство юмора в противофазе.
26307