Рецензия на книгу
Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк
Аноним5 июня 2015 г.Хотя это (стыдно сказать, в 25-то лет!) первый в моей читательской практике Ремарк, однако автора я и представляла себе именно таким. Я ожидала, что язык будет качественным и красивым, недаром все духовно богатые девы интернета так неистово репостят его цитаты себе на стену.
Есть люди, которые всегда и повсюду закусывают, - сказал Клерфэ. - Даже в ад они прихватят с собой бутерброды.Хотя в смысле языка мои ожидания Ремарк даже превзошёл. Книга такая вкусная, такая ароматная, такая... чувственная что ли. Так и ощущаешь холодный воздух альпийского санатория, тёплый ветер в лицо при спуске с холодных гор, шуршание красивого платья, пряный вкус хорошего вина и вот это вот. когда у тебя в кармане последняя тысяча, а ты спускаешь её не на крупу, а на шёлк.
А сегодня закажем шеваль блан. Это вино такое легкое, что во Франции его зовут «милый боженька в бархатных штанах».Ну разве не чудо? И сама атмосфера послевоенной Европы, которая, наверное, относится к любимейшим моим историческим периодам. Ремарк очень изящно показывает этот тип послевоенных людей, хотя не мне судить, были ли такие в реальности. У них нет ни гроша за душой, но знают толк в шеваль блан, устрицах и платьях от Баленсиага. Как гласит другая цитата из тех же интернетов: Все персонажи книг Ремарка всегда жаловались на бедность, но при этом каждый вечер литрами хлестали элитный алкоголь. Дай бог всем такую бедность, хочу я вам сказать, господин Ремарк.
Действительно, они богачи и бедняки одновременно. Они живут в Ритце сегодня, но не знают, будут ли у них деньги на это завтра. тем не менее никого это особенно не волнует. потому что они обладают самым большим богатством — жизнью. Правда, не все...
А теперь собственно о персонажах. По большому счёту, главный герой тут только один - Лилиан. Клерфэ, несомненно, тоже цельная и сильная личность, но эта цельность отходит на второй план, его чувства к Лилиан постепенно стирают всю эту "самость", делают его все более и более рядовым и типичным и сама гибель его лишена той же осознанности, что смерть Лилиан. Никакой рефлексии перед, все мгновенно, как вспышка. Кажется, что его смерть предназначена только для того, чтобы показать Лилиан, что она не в центре вселенной и есть люди, чья жизнь еще более коротка по сравнению с её собственной жизнью угасающего человека. Вот и вся примитивная роль.Смертельно (или пока еще нет?) больная туберкулёзом девушка постоянно проходит трансформации от ребенка до взрослой женщины и обратно. Иногда, признаюсь. она меня откровенно раздражала, да что там, раздражала большую часть книги.
Лилиан взяла стофранковую бумажку, посмотрела на нее и бросила в Сену. Этот символический жест протеста был ребячеством. Но не все ли равно?Даже если ты, чёрт побери, умираешь, это не повод топить деньги (отдай их нищему, в конце концов, если хочешь мотать и транжирить), причинять боль любящим тебя людям, вести себя по-дурацки. Я не берусь судить, что хотел показать автор, я не берусь оценивать то, что думают о Лилиан другие читатели, каждый имеет право на своё собственное мнение. Возможно, мне стоило бы восхититься этой "стратегией мотылька", который проводит последние мгновения своей жизни в веселом радужном фейерверке. Но в это позиции Лилиан не чувствуется искренности. Её поведение продиктовано не чётким решением, а страхом. Для неё все то, что она делает -это не попытка ощутить напоследок всю полноту жизни (как она декларирует), а попытка убежать от собственного страха смерти. Смерти, к слову сказать, не гарантированной.
Тут бы и сказать - имеет право, её жить осталось считанные месяцы. Да, и эти месяцы наполнены агонией. Наслаждается ли она всем тем, что её окружает? Нет, все эти соприкосновения с "миром живых", к которому она себя больше не относит, доставляют её еще больше боли, заставляют действовать еще более импульсивно. Красивая, но все-таки агония, на фоне возрождения к жизни едва отошедшей от военных страхов Европы. Бессмысленный, хоть и яркий, декаданс.
1444