Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Над кукушкиным гнездом

Кен Кизи

  • Аватар пользователя
    poimimari18 апреля 2025 г.
    ...следуя чувству справедливости, которым одни всегда больше одарены, чем другие. (с) Бокаччо

    Мне редко нравятся книги настолько, чтобы я им поставила 5 из 5. Даже не знаю, что именно меня так зацепило. Может, свою роль сыграло увлечение психологией и тема психиатрии мне интересна в целом. Может, я кайфанула от качества описания внутреннего роста каждого героя. А, может, дело в главной идее романа.

    Идея вообще-то очень простая: бороться против системы невыносимо сложно, на грани невозможного, но всегда будут те, кто будут пытаться. И когда система их убьёт, им на смену придут другие.

    Я не согласна с теми, кто говорит, что "пролетая над гнездом кукушки" — это антиутопия. Во-первых, антиутопия всё-таки обычно описывает не нашу реальность, а наше мрачное будущее. Во-вторых, у антиутопий основная идея, мол, "против системы бороться бесполезно" и никакого просвета там нет.

    Кен Кизи же рисует довольно реалистичную историю: вот появляется Макмёрфи, пытается бороться с системой, рискует куда больше других, ещё и люди вокруг не поддерживают особо из страха, что их самих прижмут. В этом плане автор очень удачно выбрал главного героя. Это не Макмёрфи. Макмёрфи — это кумир, наставник, огонёчек, от которого главный герой зажёгся и смог поменять свою жизнь и шагнуть в свободу. Зажигает он и других: все острые либо меняют отделение и уходят из под власти деспотичной сестры, либо вообще выписываются.

    В романе я увидела три сквозных образа: молоко, туман и внезапное разбухание вещей и предметов.

    Образ молока тесно связан с подавлением пациентов и с мисс Гнусен. Автор наделяет её непомерно большой грудью, чтобы показать, что именно её а-ля материнская, ласково-деспотичная забота и сводит людей с ума. А кончается всё как раз тем, что Макмёрфи разрывает форму медсестры на груди, как бы акт такого возмездия.

    Туман — это решение закрывать глаза на ситуацию и плыть по течению, а ещё, судя по всему, именно заплутав в этом тумане и можно сойти с ума.

    Ну и внезапное увеличение или уменьшение предметов автор использует, чтобы показать, когда тот или иной человек набирает или теряет силу.

    Помимо такой жизнеутверждающей и близкой мне идеи, я ещё нашла в романе море точных описаний, живых метафор — просто наслаждение для глаз. Обязательно читайте именно в переводе Голышева, я просто в щенячьем восторге от сплава гения Кен Кизи и мастерства Голышева.

    В целом, роман показался очень крепко сбитым: каждое описанное событие, каждое действие направлено на конкретную цель раскрытия определённого замысла. Лишним я ничего не почувствовала.

    Вишенкой на торте: отсылка к Моби Дику) Вообще как прочла этот роман, постоянно вижу на него отсылки. Видимо, автор хотел связать образ Макмёрфи с возмездием или как-то дать понять, что Макмёрфи — это не тот персонаж, которого можно безнаказанно обижать.

    А, может, это образ про то, что в нашем обществе всегда будут Моби Дики, борцы за свободу для всех и каждого. А если их пытаться убить, они будут разбивать в щепки корабли и утаскивать своих неудачливых убийц на самое дно океана.


    Содержит спойлеры
    5
    193