Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Смерти.net

Татьяна Замировская

  • Аватар пользователя
    Аноним17 апреля 2025 г.

    Цифровая загробная жизнь

    Масштабную фантастическую идею с цифровым бессмертием Татьяна Замировская использует, чтобы рассказать в романе «Смерти.net» частную, очень личную историю. Философский, авантюрный, гротескный пласты наползают друг на друга, создавая довольно тяжеловесное, но пронзающее и разум, и чувства полотно.

    До будущего, придуманного писательницей, осталось не так много. Пожалуй, главное его отличие – это цифровые копии людей, созданные с гуманистической целью – чтобы живые могли общаться со своими покойниками. Но интернет для мертвых превращается в обособленное мироздание, существующее по непредвиденным ранее законам. И из понятного условно физического мира мертвые прорываются в метафизический.

    Подробно разрабатывая цифровое посмертие, Татьяна Замировская заостряет внимание более на этических проблемах в лучших традициях Айзека Азимова и Станислава Лема. Хотя изобретено множество довольно внятных и убедительных объяснений механики всех процессов, накатывает ужас от того, насколько человеческая личность мощна в своей экспансии даже в ограниченном пространстве нематериального бытия. И речь идет не только о деструктивных желаниях и стремлениях. Заявить о себе, преодолеть одиночество, исправить ошибки – и вот уже то, что в материальном мире обычно оставалось фантазмами расстроенной психики или на страницах беллетристики, в интернете для мертвых воплощается буквально. Концепция нейрозомби, существ, созданных исключительно воображением (и не только людей), приводит к фантасмагорическим, пугающим и в то же время комическим последствиям. И ставит новые моральные вызовы перед теми, кто продолжает осознавать свое посмертие как продолжение жизни оригинала.

    В том, что главная героиня встраивается в события планетарного масштаба, чтобы изжить собственную травму, есть нечто романтическое. Высокие идеалы восстания, изучение принципов действия и развития интернета для мертвых, способов влияния на внешний мир, описываемых порой с утомительной дотошностью – всё для того, чтобы читатели вместе с рассказчицей добрались до ответа на главный детективный вопрос. Но ответ оказывается то ли взрывающим мозг кошмарным искривлением пространства и времени, то ли саркастической ухмылкой над всеми попытками человека дойти до глубин психики в ее изначальной непостижимости.

    Выходя на пространство политики, писательница, конечно, сильно рискует попасть в прямые сопоставления. Концепция правителя некой страны, чье сознание посмертно подселяется в тела-клоны, уж очень явно выражает чаяния диктатур прошлого века. Да и сегодня не кажется столь уж абсурдным. И тут не только личная, а коллективная травма, связанная сюжетно с героиней, дает о себе знать. И скрытно, и смело одновременно.

    При этом письмо Татьяны Замировской очень жесткое, предельно не беллетризованное. Поток сознания перемежается жанровыми сценками и просторечными диалогами, наукообразные рассуждения с лирическими отступлениями. Мерцание стилистических границ делает текст проницаемым для самых разнообразных интерпретаций – как антиутопии, притчи, фантастики ближнего прицела, шпионского триллера, социальной сатиры, психоаналитической метафоры с гиперболизированными образами. Это не облегчает чтения, не дает сосредоточиться на сюжете и как будто намеренно делает систему персонажей до истеричности перегруженной.

    Признаться, неожиданно увидеть такой роман на пространстве современной российской прозы. И невозможно не увлечься его шероховатой, вызывающей затеей верить в то, что загробный мир можно создать. И в нем человек не будет блаженствовать, а вновь открывать себя и вселенную на ином уровне.

    18
    296