Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Musicophilia: Tales of Music and the Brain

Оливер Сакс

  • Аватар пользователя
    UlyanaLutskevich15 апреля 2025 г.
    Оливер Вольф Сакс – британский невролог, писатель и яркий представитель нейропсихологии и нейропсихиатрии ХХ века (годы жизни: 1933-2015 г). Получив образование в Оксфорде, стал работать в медицинских учреждениях Великобритании и США. Книги, включающие в себя описания исследований неврологических расстройств, стали бестселлерами и принесли известность. В число таких книг входят: «Человек, который принял свою жену за шляпу», «Пробуждения» и «Антрополог на Марсе». Эти книги написаны в научно-популярном жанре и являются рассказами о пациентах с необычными заболеваниями.

    Книга, о которой далее пойдет речь, носит название «Музыкофилия»

    (музыкофилия - склонность к музыке, проявляющаяся еще в раннем детстве и присуща всем культурам). Она вышла в 2007 году и состоит из четырех частей, в каждой из которых раскрывается смысл ряда вопросов, сливаемых в единые темы – мозг и музыка. Мнения людей неоднозначны, имеются оценки как субъективные, так и объективные, но одно можно выделить точно, все читатели акцентируют внимание на сопереживание, которое оказывает автор своим пациентам, о которых ведется повествование. Также многие отметил опыт, полученный от массы информации, которой ранее они не располагали. Учитываются и обширное количество терминов, которые расшифровываются доступным языком. Как итог, можно сказать, что данная книга принесла очередной успех Оливеру, подкрепляя его профессионализм в медицине и писательстве. Так как в книге имеется несколько частей, то, по понятным причинам, сюжет будет слегка отличаться в главах, но есть несколько неизменных деталей, протекающих сквозь всю книгу, одна из которых – рассказ о корреспондентах - как называет их автор, - которые справляются со своими проблемами. Мигрень, галлюцинации, деменция, эпилепсия, паралич отдельных конечностей, тугоухость, слепота – все это связано с музыкой.

    Кто-то испытывает нахлынувшее влечение к этому искусству после удара молнией, кто-то одарен настолько, что запомнил более 2000 опер и может спеть их спеть наизусть в любое время, блестяще импровизируя, лишь раз услышав незнакомую мелодию, но при этом, обладая дефектами речи и слабоумием, так как доминирующим является правое полушарие, вместо левого. Другие и вовсе вместо симфонического оркестра слышат лишь шум от падающих кастрюль и кухонной утвари, а кому-то нужно незаметно вертеть головой, чтобы звук не казался «плоским» и «безжизненным». Всему этому Оливер находит научные объяснения, руководствуясь личным опытом и исследованиями. Из этого можно судить о множестве медицинских терминов (впрочем, как и музыкальных), которые присутствуют в тексте в большей степени, поэтому нельзя сказать, что чтение данной книги может быть простым и не требующим определенных усилий. Отдельно можно отметить, что каждая болезнь рассматривается автором очень подробно, с множеством примеров и мнений ученых, либо других людей, вызвавшихся помочь неврологу. Доступность ставит под сомнение эту книгу, так как явно нельзя сказать, что любой человек, например подросток, не ведающий в медицине, сможет спокойно читать текст, без сопровождения справочника, но этот лишь факт развивает кругозор читателя, выявляя явный плюс. Сюжета как такового в книге нет, она состоит из отдельных историй с явным началом – возникновением болезни, серединой – обращением к специалисту и борьба с «проблемой» и концом – рассказом о том, как пациент живет с диагнозом, какие улучшения, либо ухудшения его ждали и как он смог принять «нового» себя, дополняя повествование мнением автора с медицинской точки зрения и цитатами. Это литературное произведение выделяется тем, что читатели не только узнают новых личностей, но и получают информацию о тех, которых знали ранее. К примеру, можно привести Скрябина и его синестезию, Вагнера, Чайковского, Шумана и их отсутствие абсолютного слуха. Моцарта и его аутизм(недоказанный), либо болезнь, очень схожая с этим диагнозом. Амнезия, афазия, болезнь Паркинсона и Туретта – что связывает эти слова? Ответ: музыка. Рассматривая амнезию, пациент, не помня даже год в котором он живет и своего имени, усаживаясь за рояль или принимаясь дирижировать оркестром, погружался и исполнял произведение так, будто бы он никогда не забывал о нем и вовсе был здоров. Люди, страдающие синдромом Туретта, находили свое утешение в барабанах и четком ритме, не давая мозгу вспомнить о непроизвольных движениях, либо же «подстраивали» их под удары и заданный темп. Пациенты с афазией могли говорить только тогда, когда слова «ложились» на музыку, постепенно увеличивая свой словарный запас за счет пения. Слабовидящие люди отзывались о музыке, называя ее «хлебом» и «божественным даром», без которого они бы не смогли жить. Те, кто пережили операции, за которыми следовали недели постельного режима без возможности пройтись, долгое время после реабилитации не могли встать на ноги и ходить, ведь попросту забыли, как это делается. На помощь им вновь приходит музыка, которая рефлекторно заставляет конечности двигаться в ритме. Вновь приводя в пример пациента с амнезией, спутавшего раз жену со шляпой, забывая, как делаются обыкновенные дела, по типу, надевания одежды на себя, смог запомнить и следовать комбинации, напевая себе порядок действий. Данный список с «лечащей» музыкой можно продолжать бесконечно, но итог лишь один – этот вид искусства является божественным и недоступен для каждого, но его можно понять, если приложить массу усилий, которые вскоре обязательно окупятся. Подытоживая содержание и общее мнение о книге, можно выдвинуть несколько пунктов:

    1. Она содержит в себе обширное количество информации и тем, знания которых могут облегчить, либо же наделить мотивацией, после рассказов корреспондентов, справившихся со своими проблемами.

    2. Музыка может все, начиная от того, что постоянное прослушивание ее при повышенной громкости может способствовать повреждению волосковых клеток, отвечающих за передачу импульсов в мозг, нарушая слух, заканчивая тем, что она же и может излечить его от амузии.

    3. Научно-популярный жанр позволяет большему кругу людей ознакомиться с этой книгой и, может, найти что-то знакомое, чему он ранее не придавал значения.

    4. Четко выстроенные главы и части, без лишнего материала, позволяют запомнить больше информации.

    5. Обладание автором медицинского образования дает возможность читающим более подробно ознакомиться с каждой болезнью и разобраться в ней, найти причины и способы лечения.

    6. Уровень текста, являющийся явно выше среднего, не дает возможность молодым людям отдохнуть за прочтением, заставляя мозг постоянно работать, чтобы не упустить ни одну деталь.

    4
    427