Рецензия на книгу
La part de l'autre
Éric-Emmanuel Schmitt
Аноним31 мая 2015 г.Помните эротический фильм 1974 года Эммануэль? Там еще Джо Дассен так красиво пел:
Mélodie d'amour chantait le coeur d'Emmanuelle
Qui bat coeur à corps perdu
Mélodie d'amour chantait le corps d'Emmanuelle
Qui vit corps à coeur déçu.
Красотка и скромница Эммануэль преодолевала с помощью более опытных знакомых свои комплексы перед жизнью и сексом.
Так вот – тут почти то же самое, только про Гитлера)
Шучу, конечно, но доля истины в вышесказанном все же есть.
Тезка француженки Эрик-Эмманюэль Шмидт решил влиться в стройные ряды писателей, любящих фантазировать на альтернативные темы истории в стиле если б да кабы.
Отправной точкой была выбрана осень 1908 года, когда придирчивые члены приемной комиссии Венской художественной академии огласили вердикт: - Адольф Гитлер не принят. И на этом моменте в воображении писателя история раздвоилась. В другой реальности Адольфа Г. приняли.Книга так и показывает два пути становления. Один - настоящий, приведший к появлению самого страшного диктатора всех времен и народов, социопата, убийцы, одержимого идеями расового превосходства арийцев и антисемитизма, на чьей совести вечно будут лежать разрушенные страны и миллионы загубленных жизней. Параллельно двойник из другой реальности становится студентом, знакомится с Зигмундом Фрейдом и с помощью его метода психоанализа преодолевает комплексы детства и юности. С Фрейдом на кушетке и в теории, а с девушками в съемном номере гостиницы и на практике. Вот такая развесистая петрушка ждет читателей в первой части книги.
Плюс книги – увлекательное повествование, безусловная литературная удача, наблюдать за судьбой двух Адольфов интересно. Читатель видит, как по-разному они реагируют на личные проблемы, как складывается их общение с окружающим миром, как они воспринимают войну. Военные страницы, посвященные Первой мировой, одна из сильных сторон книги (еще одной удачей стала линия с Одиннадцать-Тридцать, но это совсем другая история, более личная). Писатель играет на контрастах восприятия. Кому война, а кому мать родна.
Эрик-Эмманюэль Шмидт мастерски показывает атмосферу окружающего мира, в котором живут его герои, их внутренние переживания и борьбу с собой и обстоятельствами.
Своей альтернативной историей автор дает диктатору шанс на возможность другой судьбы. Основная идея – абсолютного зла, предопределенного заранее злодейкой судьбой, не существует. Плохое есть практически в каждом человеке, мы определяем жизнь своими поступками, своей волей. И вот тут кроется подвох.
Может Шмидту не до конца удалось правильно выразить свою идею. В финале он выложил страницы личного дневника, в котором пояснил - из-за чего взялся за попытку создать альтернативную судьбу для диктатора. Он упирает на то, что личность Адольфа банальна. Он не гений зла с момента рождения, он выбрал этот путь, а мог пойти и по другой дороге.
Только если беспристрастно судить по предоставленному материалу, поворотными точками стали поступление в Академию и встреча с Фрейдом. Статус студента придал Гитлеру уверенность и повысил самооценку, позволил ощутить себя частью общества. Фрейд помог расправиться с детскими комплексами и раскрыл его сексуальность (стукните меня веником, я уже не могу слышать после нескольких сотен страниц о сексуальной стороне жизни Гитлера, как настоящей, так и вымышленной)).
Т.е. опять судьба, а не сила воли. Сотни лет ежегодно в большинстве стран мира абитуриенты с содроганием ждут приговора приемных комиссий – поступили они или нет. За это время набралось миллиарды не поступивших в учебные заведения своей мечты.
А у скольких людей на планете было трудное детство, сколько их, несчастных, так и не разобравшихся в своих комплексах? Мало кому попался на пути Зигмунд Фрейд или другой талантливый психоаналитик. Имя им легион. Злодеев более мелкого масштаба, серийных убийц и прочих гадов с аналогичными проблемами предостаточно. А Гитлер только один.
Так что у меня главная идея писателя не нашла полного понимания. С личностью Гитлера не все так просто. Еще не одно копье будет сломано в попытках понять, что же в нем такого особенного и почему все сложилось именно так. Тем более, что Шмидт плюнул на историческую, политическую и социальную основу того времени и оставил несвято место пустым. И получилось, что именно личностные особенности Гитлера и сыграли ключевую роль в мировой истории.
Но надо признать – автор талантлив, читать его книги удовольствие. Что произошло в нашей реальности известно. Но никто же не запретит надеяться, что где-то далеко, в гипотетическом параллельном мире люди смогли избежать самого страшного кошмара ХХ века и история пошла по другому сценарию, в некоторых моментах неожиданному и любопытному.14136