Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Щит и меч

Вадим Кожевников

  • Аватар пользователя
    Аноним31 мая 2015 г.

    Книга повествует о работе советского разведчика в Германии, в годы ВОВ. Собственно, так коротко можно описать весь сюжет, определение достаточно широко, чтобы можно было себе представить о чем книга, не так ли? А может наоборот: оно настолько широко, что нельзя представить о чем конкретно пойдет речь: о тяжести жизни вдали от родины или о приемах добывания данных, или вербовке агентов, или обо всем этом сразу…

    Для разнообразия и чтобы потом не отвлекаться я сначала о недостатках. Их два: множество схожих сцен, что нудновато и размывает текст, более сжатое повествование было бы мощнее, на мой взгляд; все-таки образы фашистов довольно однообразны.
    ***
    Он - Иоганн Вайс, честный служака, хороший друг и вообще замечательный парень, успешно продвигающийся по службе. А еще - нацист, цитирующий Гитлера, рассуждающий о превосходстве арийской расы. И до времени никто не знает, что Вайс - это Александр Белов, советский разведчик.

    Работа Вайса понятна: делай чего скажет начальство. Служи преданно и верно, в итоге возможно будешь вознагражден.
    Работа Белова - видеть, запоминать, изучать. И главное - выжидать. Автор неоднократно напоминает нам о том, что работа разведчика - тихая, незаметная. Мало быть готовым молчать в случае провала, мало рисковать каждый день своей жизнью. Ты должен еще и терпеть, и ждать, пока нет связи со своими.


    От него, советского разведчика, сейчас требуется неизмеримо большее — спокойствие. Подвиг бездействия, подвиг выживания, подвиг молчания.

    А кроме того, что ты не можешь сообщить своим важную информацию, ты живешь среди людей, коварно, без объявления войны, пересекших рубеж твоей страны, разрушающих, грабящих, истребляющих. А ты должен улыбаться им, жать руки, отдавать честь, быть одним из них


    то было часто равносильно тому, чтобы самому содрать с себя заживо кожу, вывернуть ее наизнанку, снова напялить и при этом улыбаться. Делать вид, будто не испытываешь мук и все твое существо не содрогается от непреодолимой потребности сейчас, сию минуту отомстить. И отомстить не за себя, — до себя ли, когда истекает кровью твой народ.

    И чтобы выдержать это необходимо превратиться в немца, в фашиста, надеть на себя маску «вайс» так плотно, чтобы она превратилась в собственное лицо. Легко ли совершить такое?

    Но и этого мало. У меня было ощущение, что Белов проходит все круги ада, а вместе с ним и читатели.

    Работа в концлагерях - это не только работа по спасению как можно большего числа жизней, уничтожение предателей, работающих на врага. Это еще и присутствие, и участие в разговорах о методах уничтожения, о превосходстве расы, о способах допросов.
    Кожевников так обыденно рассказывает о зверствах фашистов, что тошно. Нет, не подумайте, что я ругаю автора, как еще сами фашисты могут разговаривать о своей работе? Только обыденно. Но у меня от этой обыденности была самая натуральная физическая реакция: головная боль и тошнота. Потому что именно такое описание как нельзя лучше показывает, что для фашистов узники концлагерей не были людьми. Что они действительно в них видели недочеловеков, нечто подлежащее тотальному уничтожению в соответствии с заданными нормами. И сейчас писать об этом мне тяжело.


    Казнь — это официально обставленная карательная акция. А это…
    — Что это?
    — Ну, это просто устранение неполноценной части населения освобождаемых территорий. — Добавил поспешно: — У нас была даже специальная инструкция, в которой указывалось, что вся процедура ликвидации должна производиться так, чтобы объекты не могли рассматривать ее как акцию возмездия

    Белов, помимо того, что хороший разведчик, тонкий психолог, попросту очень хороший человек. Очень тронул эпизод, в котором Саша передает в центр информацию о людях, не сломавшихся, оставшихся до конца преданными своей стране, своей партии. Потому что


    Клеветать устами предателей, чернить патриотов - это тоже фашистская диверсия, и разве меньше она может вызывать жертв, чем диверсия со взрывчаткой? И он, предотвращая такие диверсии, выполняет сейчас, может быть, самый славный чекистский долг: спасает людей. Спасает их честь, их доброе имя.

    И от таких слов безумно грустно, потому что знаешь, какая после войны начнется охота на ведьм. И непонятно, зачем вообще автор писал эти прекрасные слова, описывая ими еще более прекрасные душевные порывы.
    Кстати о реалиях. Кожевников кратко упоминает о том, разведчики доносили о том, что Гитлер собирается напасть на СССР, но
    «разведчикам предъявляли обвинения «в ложной провокационной информации, имеющей цель столкнуть СССР и Германию».
    Также есть краткий эпизод, в котором особист требует признания (именно требует) в измене Родине от одного танкиста, не получив его, приговаривает солдата к расстрелу. Правда потом, он осознает, что отправил на смерть невиновного.
    Но в целом в книге нет информации о действиях советского правительства. Зато о фашистах, их морали, нравах, жизненных ценностях - очень много.
    Вот например: высказывание старого наци о предавшем и подставившем его друге:


    В конце концов, это одно из проявлений нашей способности возвышаться над моралью простодушных дураков, чтобы утвердить господство сильной личности. И, если хочешь знать, я готов преклониться перед штурмшарфюрером и горжусь, что он был когда-то моим другом.

    Красноречиво на мой взгляд. И подобного очень много. По сути нарисован портрет нации, лишенной морально-нравственных устоев, к которым привыкло общество. Развращенные сознанием собственного превосходства, стремящиеся к наживе, к тому, чтобы «мне приказывало как можно меньше людей, а я мог бы отдавать приказания многим». Портрет среднестатистического нациста отвратителен. Молодые и старые, красивые и уродливые, ученые и работяги - совершенно разные люди, схожие только в одном: они все фашисты. Люди, думающие только о себе, забывшие святость таких понятий, как дружба, честь, любовь, отчизна. Люди, которые объявили отсутствие в себе этих качеств признаком совершенства, превосходства над другими. Люди, не понимающие в других самоотречения, подвижничества, умения отдать «жизнь свою за други своя».
    Это говорит фашист:


    Вести бой с превосходящими силами, не располагая элементарными условиями для обороны, могут только исступленные фанатики

    А это говорит не фашист:


    у человека главный предмет — совесть.  … есть люди, у которых память на Родину отшибло. А Родина — она же все равно что ты сам, где бы ты ни был, но она есть и болит, когда ее даже нет. Кто же они, эти уроды? Ненавистники, слабодушные или просто гады?

    Читая, порой ловила себя на том, что не верю. Не верю в такую бездну человеческой подлости, не разумности, жестокости. И приходилось останавливаться, переводить дыхание, пить очередную таблетку от головной боли и вспоминать ВОВ. Вспоминать все, что читала раньше. Вспоминать цифры статистики. Чтобы в очередной раз поверить, а на очередной странице - остановиться и снова повторить эти действия.


    Это рейх.
    И все славянское приговорено здесь к изгнанию, к уничтожению, к казни.

    Это очень душевная и крайне жестокая книга. Книга не только о самой работе разведчика, но и о нравственности, чести, достоинстве. Книга о том, как остаются людьми и как превращаются в зверей. Книга о любви к людям, чуткости и доброте. Книга скорби. Книга, чтобы помнить. Помнить о фашизме и о людях, которые с ним боролись. Помнить даже не столько то, как боролись, а какие это были люди. Люди - с большой буквы.

    17
    284