Рецензия на книгу
Щит и меч
Вадим Кожевников
Аноним31 мая 2015 г.А за это, друг мой пьяный,- говорил он Епифану,-
Будут деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин...-
Враг не ведал, дурачина, - тот, кому все поручил он,
Был чекист, майор разведки и прекрасный семьянин.В. Высоцкий
Писатель, участвовавший в травле Солженицына, не может держаться на плаву лишь благодаря исключительности собственных книг. Он выбрал свой путь: печатать идеологически верные произведения, получая государственную премию и одобрение властей. Вот только это не красит автора как человека. Возможно, он всю жизнь подобно Вайсу-Белову балансировал на острие иглы, правда ставкой была не жизнь/смерть, а популярность/забвение. Словом, книга для широкого круга советских читателей.
Если бы у нашей страны на момент начала войны были бы подобные Иоганну Вайсу "кроты" в Абвере, всё бы закончилось за пару лет. Фашистская Германия была бы изменена изнутри умелыми чекистами, да ещё и стала бы социалистической.- Коммунисты, Генрих, всегда, во все времена, боролись за свободу и независимость Германии.
- Но ведь русские большевики остались теми же большевиками, которые...освободили ее от блокады держав-победительниц, - напомнил Вайс. - Значит, русские...хотят, чтобы Германия была свободной, независимой и, конечно, социалистической.
Книга чёрно-белая, любой абзац четко регулирует чувства читателя: портреты немецких идеологов обязаны быть мерзкими, бюргеров - жалкими, а советских разведчиков - несгибаемыми. Как завещал И. Эренбург: "Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого". У каждого читавшего обязательно возникнет ряд вопросов:
- как главные герой не сошел с ума, совмещая в себе две личности
- как можно быть таким тонким психологом
- что делать, когда груз ответственности непомерно тяжел, а щит чекиста всё тоньше
Есть ответ - надо просто быть советским человеком.- Ну, еще бы, - сказал Гвоздь. - Все один и один, а теперь нас здесь уже двое советских.
Въедливые и дотошные описания автора задают темп - неторопливый, усыпляющий, словно поезд, тормозящий на станции. И это один из нескольких плюсов произведения, т.к. есть время обдумать действия и поступки героев, понаблюдать со стороны как бы в замедленной съемке. Ведь читатель не вундеркинд, подобно Александру Белову, и не обладает ускоренным мышлением. Каждый герой произведения - это канцелярский предмет. Вот Иоганн Вайс/Александр Белов - это скрепка в обойме советского скоросшивателя. Их много там, безымянных. А Зубов - это кнопка, такая блестящая, острая и гордая. Бруно - это шляпа владельца магазина. Эльза - ластик, а Гвоздь - штангенциркуль, всё круги выписывает.
На мой взгляд, есть более удачные произведения, честные до зубовного скрежета и бьющие под дых, как кувалда. Ничего подобного в процессе чтения этой книги не испытал. Добротно, надежно, но завёрнуто в сорок одежек. Пока разденешь, глядь, один остов социализма плюшевый остался. Да и тот молью поеден.
18321