Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Oma lässt grüßen und sagt, es tut ihr leid

Fredrik Backman

  • Аватар пользователя
    Аноним11 апреля 2025 г.

    Необязательно жить в одиночестве, чтобы быть одиноким

    Шведский мастер слова Фредрик Бакман ворвался на литературный олимп с романом «Вторая жизнь Уве», покорив читателей умением плести кружево из юмора, трогательности и щемящей грусти. Его стиль можно описать как своего рода алхимия эмоций, где за фасадом эксцентричных, порой невыносимых персонажей бьются ранимые сердца, а житейские мелочи обретают вселенский масштаб. В своих романах Бакман поднимает вопросы о смерти, одиночестве, инаковости, но делает это с такой обезоруживающей теплотой, что слезы на глазах читателя часто смешиваются с улыбкой. «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» — это еще одно погружение в бакмановский мир, где реальность тесно переплетена со сказкой, а главным оружием против жизненных бурь становятся фантазии и любовь к близким. Темой романа выступает путешествие маленькой девочки сквозь горе утраты, открывающее ей сложный, многогранный мир взрослых и их тайны.

    Сердцевиной повествования является история почти восьмилетней Эльсы. Она не такая, как все: умна не по годам, обожает читать «Википедию» и после умничать, восторгается романами о Гарри Поттере и сильно любит свою совершенно ненормальную Бабушку, ходячий хаос, эксцентричную анархистку, которая курит на балконе, стреляет из пейнтбольного ружья по непрошеным гостям и рассказывает Эльсе волшебные истории про страну Просонье и королевство Миамас. Когда Бабушка умирает, мир Эльсы рушится. Но Бабушка и тут умудряется все устроить по-своему: она оставляет Эльсе серию писем, которые та должна доставить разным адресатам, жильцам их дома. Эти письма представляют собой ключи к тайнам прошлого Бабушки и ее соседей, а само задание превращается для Эльсы в настоящий вызов-квест, где герои сказок из Просонья неожиданно оказываются прототипами вполне реальных людей.

    Бакман вкладывает в роман мощный посыл, что за каждой закрытой дверью, за каждой маской сварливости или чудаковатости скрывается целая вселенная, история жизни, полной потерь, подвигов, ошибок и сожалений. Идея автора в том, что понимание и прощение — это суперсила, способная исцелять старые раны и строить мосты там, где, казалось бы, осталась лишь пропасть. Он показывает, как важно уметь слушать и слышать друг друга, даже если для этого нужно расшифровать сказочный язык. Через историю Эльсы и ее Бабушки Бакман утверждает: каждый человек заслуживает, чтобы его историю узнали, а сказки — не просто выдумки, а способ говорить о самом важном, особенно когда прямые слова ранят слишком сильно. Просьба о прощении от имени Бабушки является попыткой исправить ошибки, признать свою неидеальность и, что самое главное, научить Эльсу эмпатии. Кланяться здесь бдуто знак уважения к чужой истории, к чужой боли.

    Атмосфера книги напоминает сон наяву, где причудливые декорации сказочного королевства Миамас накладываются на серые будни многоквартирного дома. Бакман мастерски смешивает волшебство и быт: магия живет рядом, в людях, которых мы встречаем каждый день. Каждый житель дома является персонажем из бабушкиных сказок: ворчунья с собачкой, одержимый чистотой мужчина, женщина в черном — все они носят маски, за которыми скрываются их сказочные «прототипы» из Миамаса с трагедиями и героизмом. Язык Бакмана, полный метафор и сравнений, помогает создать этот удивительный сплав детской непосредственности и взрослой горечи. Писатель использует юмор как защитный механизм, позволяющий говорить о страшных вещах — смерти, травле, одиночестве — не впадая в депрессию.

    «Бабушка велела кланяться...» — это книга-объятие, книга-утешение, которая способна щекотать каменные струны души. Каждая книга Бакмана восхищает меня способностью писателя создавать живых, несовершенных персонажей и рассказывать глубокие истории простым языком, но также и признание некоторых шероховатостей. Но местами сказочная линия затянута и порой меня раздражала главная героиня своими закидонами. Финал, хоть и трогательный, излишне «аккуратен», стремящийся закрыть все сюжетные арки бантом примирения. Это и было изначально вопросом: а как закончить роман, если один из главных героев умер?!

    18
    446