Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Caligula

Simon Turney

  • Аватар пользователя
    Wiktor_Malawski11 апреля 2025 г.

    Что это за император, при котором Рим выживает, а не благоденствует?

    Саймон Терни
    "Калигула"

    "Что это за император, при котором Рим выживает, а не благоденствует?"

    "Он обречен. <...> Город для него закрыт, и если он войдет туда силой оружия, то станет для Рима не спасителем, а предателем. <...> Народ начинает ненавидеть его. Я это чувствую: растет волна недовольства, она поднимается от улиц Рима и катится, немая и хмурая, прямо через реку, чтобы захлестнуть его".

    В прошлом году я устроил небольшой марафон по биографиям римских императоров. В рамках того марафона была в том числе прочитана биография императора Калигулы (vk.cc/cKJBfi), и примерно тогда я узнал о существовании этой художественной книги, которую отчасти можно назвать беллетризированной биографией. И я тут даже не стану пересказывать события жизни императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика по прозвищу Калигула, да и вообще за чисто биографическими подробностями читатель может обратиться к одной из книг прославленной серии ЖЗЛ.

    Данная книга - это биография императора Калигулы. Эта биография рассказывается от лица его сестры Юлии Ливиллы. И вроде бы здесь рассказывается и о фактах из жизни самой Ливиллы, но по большому счету книга представляет собой скорее воспоминания о ее брате, написанные в конце ее жизни. Об обстоятельствах смерти Ливиллы и приведших к ней событиях я упоминать здесь не стану, поскольку это большой спойлер по книге. Впрочем, Ливилла, равно как и остальные братья и сестры Калигулы, была реальным историческим лицом, так что можно и в книгах по истории что-нибудь о ней узнать, хоть она и почти теряется на фоне своей старшей сестры Юлии Агриппины (матери императора Нерона) и далеко не так интересна историкам. Потому, наверное, Саймон Терни ее и выбрал в качестве рассказчицы - за близость к брату, позволяющую ей лично наблюдать множество фактов биографии Калигулы, и за относительно незапятнанную репутацию (по сравнению с той же Агриппиной, которую историки подозревают по меньшей мере в организации нескольких заговоров и убийств).

    Итак, Ливилла на пороге смерти пересказывает историю своего брата. В этой истории она вспоминает дружное детство, постепенное сокращение семьи в результате разного рода заговоров, заполненные интригами годы в тени старого императора Тиберия, годы расцвета первых лет правления Калигулы и наконец годы его впадения в безумие. По крайней мере отчасти эту книгу можно воспринять как обеление самого Калигулы, вошедшего в историю в качестве безумца и самодура, однако здесь явственно показывается постепенное разочарование героя во всех близких, утрата способности доверять, разбитость горем, паранойя и сумасшедшая жестокость, в конце концов отталкивающая от него последних друзей. В этой истории находят отражение знаменитые сюжеты, относящиеся к правлению Калигулы, в частности об отравлении Тиберия, объявлении самого себя богом при жизни, побиении моря, назначении коня консулом, продаже рабов за баснословные цены на аукционе, мосте из лодок через Байи и многие другие.

    Благоприятное впечатление от книги вместе с тем портится некоторыми ошибками автора. Например, персонажи говорят фразами, которые скорее свойственны не римлянам I века, а нашим современникам, порой в речи попадаются слова, которые тогдашние люди не могли бы говорить просто потому, что такие понятия еще не были изобретены, например, сарказм или психология. Учитывая, что повествование ведется от лица вполне конкретного исторического лица, то можно было бы ожидать, что стиль текста должен напоминать произведения древнеримской литературы; если бы Ливилла действительно написала бы книгу воспоминаний, то она уж точно писала бы ориентируясь на образцы римской литературы и ораторского искусства, с которыми была хорошо знакома. А так эффект погружения как бы теряется. Хотя автор указывает, что при подготовке книги изучал свидетельства античных авторов, но их стиль перенять он не попытался.

    А между тем у меня в планах еще есть несколько художественных книг о Древнем Риме. Посмотрим, как получится с ними.

    8
    112