Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Толстая тетрадь

Агота Кристоф

  • Аватар пользователя
    NeoSonus31 мая 2015 г.

    Книга-лабиринт

    Эта книга – лабиринт, с прозрачными стеклянными стенами. Ты читаешь страницу за страницей, идешь, поворот за поворотом, и каждый раз удивляешься тому, куда тебя завел автор, пытаешься оглянуться назад, всмотреться в те «факты», что тебе известны, но стекло расслаивает прошлое, разрезает его на витражи, складывает в перевернутые картины. И прозрачные стены, - герои и события, которые казались такими простыми, ясными, понятными, отражаясь в друг друге запутывают сознание и в один момент объясняют, эта ясность была лишь видимостью. И становится ясно, что отсюда прошлое не рассмотреть, что бессмысленно оглядываться, потому что пока не дойдешь до конца, все равно не увидишь полной картины.

    Эта книга – спираль, она закручивает события и эмоции все круче и круче, и если в начале ты вихрем пролетаешь над главами - поворотными точками, с каждым оборотом – с каждой новой частью этой удивительной трилогии, твоя скорость уменьшается. Противоречивые чувства одолевают с каждой страницей, ставят под сомнение каждое слово, вызывают отторжение. Становится очевидным, что промчавшись над первыми главами ты не заметил подвоха, события ошеломляют с каждым новым витком, и дойдя до крайней точки сжимают спираль эмоций до предела. И вот вслед за автором тебе самому не хочется верить в правду. Хочется закрыть глаза и отречься от такой правды, хочется вернуться на первые страницы, которые кажутся теперь самым светлым, самым идеальным в книге. Упрямо, как маленький ребенок, сознание хочет верить, что было все именно так, как говорилось. И объективность оказывается до нелепого несправедливой, жестокой, неправильной.

    Когда я взялась читать эту книгу я прочла о ее «жестокости» и «безжалостности». Я узнала в рецензиях и отзывах о ее физиологичности, о зашкаливающем количестве сексуальных сцен. Но, ведь это только десятая доля той жестокости и разврата, что встречается в книгах о том времени (я не беру во внимание, конечно, отечественную литературу). Потому что любимая мной «Раскрашенная птица» Ежи Косински гораздо больше содержит сцен насилия и жестокости, а сексуальные сцены гораздо откровеннее и развратнее.

    Я совсем не хочу говорить о сюжете. «Толстая тетрадь» - это тот самый случай, когда любые спойлеры категорически запрещены. Даже в своих коротких впечатлениях я уже слишком много сказала. «Толстая тетрадь», как большинству читателей мне невероятно понравилась. Но я не представляю, как можно прочесть только первую часть и не знать продолжение – «Доказательство» и «Третью ложь». Без нее книга будет просто куском полотна, просто пазлом без общей картины. Вторая часть – «Доказательство» - настолько разнится с первой, что возникает желание бросить читать, потому что не хочется знать об этом, потому что слишком грустно, слишком непонятно. «Третья ложь» - логическая точка Кристоф, завершает совершенную картину. И «возвращает» читателя к жизни. Которую можно только принять, ведь ничего другого у нас не остается.

    Я прочла эту книгу залпом за один день, и прочла бы быстрее, если бы не работа. Эта книга была для меня открытием. Эта книга была для меня неожиданностью. Она накрывает с головой. Когда читаешь ее, не можешь думать ни о чем другом. Когда дочитываешь ее - ни о чем другом думать не хочешь.

    7
    45