Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним11 апреля 2025 г.Собор, который спасла книга, или Как Виктор Гюго заставил меня переживать за каменные стены
Иногда так сложно говорить о чём-то великом и прекрасном — слова кажутся слишком мелкими, а мысли путаются, будто испуганные голуби в сводах готического собора. Вот и я уже три дня как дочитала «Собор Парижской Богоматери», но всё не решалась написать о нём.
А как иначе? Чтобы передать всю значимость этого произведения, можно, конечно, вывалить груду сухих фактов — но разве в них живёт душа? Гюго написал книгу… о здании. Да-да, о великолепном архитектурном творении, которое в XIX веке хотели снести. И благодаря этому роману Нотр-Дам не только устоял, но и продолжает возвышаться над Парижем, будто вечный укор всем, кто сомневается в силе слова.
Но если бы дело было только в этом!
Сначала я тряслась над каждой страницей, пытаясь «правильно» понять каждое слово, каждую метафору… А потом осознала: важность надо отпустить. Просто читать. Просто переживать. И тогда — о чудо! — судьбы персонажей начали проживать во мне, будто я сама стала частью этого средневекового витража.
А уж персонажи! Если бы психологи разбирали их на парах, курс лекций растянулся бы на годы. Глубина, горечь, сила каждой линии — это не просто характеры, это человечность, высеченная из мрамора слов. Гюго не просто рассказывает историю любви и трагедии — он погружает тебя в неё. Ты идёшь по улицам Парижа, слышишь звон колоколов, чувствуешь холод камня… И вот уже в груди что-то пылает — то ли восторг, то ли боль, то ли всё сразу.
А над всем этим — Собор. Величественный, немой свидетель, чьи стены помнят больше, чем все учебники истории.
Эта книга — не просто чтение. Это переживание. Чтобы понять её, надо пропустить через себя весь этот калейдоскоп эмоций, весь этот невероятный, сложный, важный мир. И я… я безумно горда, что сделала это.
И да — я ещё вернусь. Не раз.10209