Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Cruel Prince

Holly Black

  • Аватар пользователя
    Аноним10 апреля 2025 г.

    Жестокий принц? Жестокий обман моих ожиданий

    возможны незначительные спойлеры

    Я была уверена, что книга меня покорит, но увы…

    Атмосфера
    Книга погружает в атмосферу волшебного мира Фейри: загадочные создания, принцы и принцессы, балы, древняя магия, дворцовые интриги… всё звучит как мечта. Но на деле атмосфера как недозаваренный чай. Существа упоминаются мельком, магия - для галочки, а сам мир кажется сырым и недоработанным. Без Pinterest я бы вообще не поняла, как всё это выглядит. Ощущение, будто автор сама не до конца знает, как устроен её мир, но надеется, что мы не заметим.

    Стиль письма
    Стиль у автора вполне нормальный - не вау, но читается легко. Слог не раздражает, и на том спасибо. Проблема не в том, как написано, а в том, что написано. Мир сырой, герои плоские, логика в отпуске. Возможно, если бы я наткнулась на эту книгу в самом начале своего читательского пути, впечатления были бы ярче. Но сейчас это просто слабенький середнячок.

    Персонажи
    Одним из главных разочарований для меня стали герои. Они ведут себя как обиженные подростки: эгоцентричные, вспыльчивые, без намёка на глубину. Буллинг Джуд, который должен был показать мрачность и жестокость фейри, выглядит как тусовка заносчивых подростков, которым нечем заняться на перемене. Кардан и Ко больше напоминают Драко и его свиту из младших классов Хогвартса - такие же пафосные, но смешные. Их издевательства выглядели, как ссоры школьников за место у кулера.

    Джуд у нас мисс «да ладно, я всё решу, да ладно, не кипишуй». Обычная смертная, которая большую часть книги терпит унижения, подвергается жестокому обращению и не демонстрирует особых талантов. Но вдруг, буквально за пару глав, она превращается в супер-шпиона, стратега и чуть ли не мастера политических манипуляций. Ни развития, ни логичного роста - просто резкий скачок из жертвы в профи шпионажа и боя. Это выглядело нелепо. И ладно бы она осмысляла то, что делает, но у неё вся рефлексия уровня: «Ну да, накосячила. Ну что поделать?» и пошла дальше. (тоже так хочу )

    Кардан для меня просто пустота с короной. Я ждала холодного, умного, опасного игрока, который будет в каждой сцене держать напряжение одним взглядом. На деле он оказался жалким пьяницей, болтающимся на заднем плане с отсутствующим взглядом. Его характер так и не проявился, мотивация не стала понятной, а его действия - просто хаотичный набор поступков.

    Из всех персонажей только Мадок получился более-менее живым. Его характер, принципы и мотивация были мне понятны, и он действительно чувствовался продуманным персонажем, хоть и противоречивым. Ещё понравилась Ориана - в ней есть зачатки интересного образа, но, к сожалению, её практически не раскрыли. Остальные же герои остались картонными, без глубины и индивидуальности.

    Любовная линия
    Любовной линии в первой книге, по сути, нет. Большую часть времени герои лишь препираются, а их ненависть выглядит искусственной. На чём она основана? Ощущение, что автор просто взяла шаблон «от ненависти до любви» и не потрудилась его развить.

    Поцелуй в финале прилетает как снег на голову, было ощущение, будто автор в последний момент вспомнила, что это «романтическое» фэнтези. Нет постепенного развития отношений, нет внутренней борьбы или роста чувств, нет сцен, в которых напряжение между героями нарастает естественным образом. Всё выглядит топорно и натянуто. Между героями нет химии, нет искры, нет страсти - я не почувствовала ни трепета, ни магии притяжения. Эта линия могла бы стать одной из сильных сторон книги, но получилась блеклой и неубедительной. Возможно, в следующих частях автор исправилась, но я уже этого не узнаю.

    Финал
    Финал вызвал у меня скорее смех, чем напряжение. Какая-то человеческая пигалица, которую ни во что не ставили, вдруг оказывается единственной, кто способен спасти всё королевство, пока бессмертные фейри просто сидят сложа лапки. Те, кто веками живут интригами, оказываются бессильны перед 17-летней смертной. Всё, что должно было выглядеть как напряжённая борьба за власть, воспринимается скорее как подростковая игра в заговорщиков.

    Также в книге полно моментов, которые казались вставленными просто для динамики, но никак не работали на сюжет. Например, сцена, где Джуд носится со служанкой. Для чего она нужна? История с Локком - ещё одна непонятная линия. Это должен был быть любовный треугольник? Или просто лишний повод ввести конфликт?

    Некоторые события вообще противоречат логике. Нам говорят, что Джуд 10 лет тренировалась с мечом, что она хороший боец, но стоит принцу заставить её порезать руку, как это превращается в трагедию. Несколько глав она ноет про боль, хотя по идее должна быть привычной к травмам, падениям и порезам. Зато когда убивает впервые - никаких эмоций, всё ок. Где логика?

    В целом, финал книги и многие сцены оставили у меня ощущение нелепости и хаоса. Будто автор пыталась добавить динамику и интригу, но в итоге просто набросала случайных эпизодов, которые ни к чему не ведут и не имеют смысла.

    А еще каждый раз слово «Фейриленд» меня отсылало к «Диснейленду», что также не способствовало серьезному настрою. Хотя, если представить, что всё это происходит в Диснейленде, то все встанет на свои места)))

    Общие впечатления
    После прочтения не осталось ни эмоций, ни запоминающихся моментов, ни морального посыла. Вся книга ощущается как набор сцен, которые выглядят красиво в трейлере, но вместе не работают. Я ожидала чего-то вроде «Игры престолов» в мире фейри, чего-то серьёзного и напряжённого. А получила детскую сказку с убийствами. Атмосфера получилась слишком лёгкой, герои скачут как козы, не вполне понимая, чего хотят. Продолжать читать цикл я точно не планирую.

    6
    186