Рецензия на книгу
Путешествие к центру Земли
Жюль Верн
Аноним9 апреля 2025 г.Цифрами можно доказать все, что угодно
Знаете, есть такие имена в литературе, которые моментально вызывают в воображении образы дальних странствий, невиданных чудес и смелых открытий? Жюль Верн уже на протяжении многих десятилетий — как раз из таких. Этот французский писатель, которого справедливо считают одним из «крестных отцов» научной фантастики, подарил нам целую россыпь историй, от которых захватывает дух. Вспомнить только капитана Немо или неутомимого Филеаса Фогга! Что отличало Верна, так это его удивительная способность брать самые дерзкие фантазии и облекать их в такую форму, что читателям XIX века они казались почти что чертежами из реального научного журнала. Он ведь не просто выдумывал, а по-настоящему погружался в науку и технику своего времени, а потом, как фокусник, показывал, куда все это может привести. И вот как раз «Путешествие к центру Земли», написанное им в далеком 1864 году, — чистейший концентрат его таланта, одна из жемчужин его романов.
В центре всего истории — фигура весьма колоритная: немецкий профессор минералогии Отто Лиденброк. Человек учёный, но с характером взрывным, как вулкан, через который ему предстоит спускаться. Однажды ему в руки попадает древний исландский манускрипт, а в нем — шифр. Оказывается, некий алхимик Арне Сакнуссемм давным-давно побывал в центре Земли, спустившись через кратер непроизносимого исландского вулкана Снайфедльсйёкюдль. Профессор загорается идеей повторить этот подвиг! Возражений он не терпит, поэтому экспедиция организуется моментально. С собой он, почти насильно, тащит своего молодого и вечно полного сомнений племянника Акселя (который и рассказывает нам эту историю). А уже в Исландии к ним присоединяется третий, проводник Ганс Бьелке, образец северной невозмутимости. И вот эта троица начинает свой спуск, превращающийся в нечто невероятное. Это уже не просто поход, а целая одиссея по гигантским подземным пещерам, плавание по бурному подземному морю, встреча с мирами, где время будто остановилось и бродят давно вымершие существа.
Тем не менее за этим захватывающим спуском в неизведанное кроется более глубокая мысль. Посыл автора здесь довольно ясен: это песнь во славу человеческого разума и той неукротимой силы, что зовется любопытством. Главная идея, пронизывающая всю книгу, — показать, что именно стремление узнать, понять (даже если это связано с огромным риском) двигает человечество вперёд. Профессор Лиденброк, пусть он порой и смешон в своем упрямстве, как раз и воплощает эту неуемную жажду знаний, эту готовность шагнуть туда, куда боятся взглянуть другие. Верн искренне восхищается дерзостью мысли, способной оспорить устоявшиеся научные взгляды, ведь в его время ученые представляли себе строение Земли совсем иначе. В книге чувствуется этот оптимизм XIX века, вера в то, что наука и техника откроют перед человеком все двери, что нет ничего невозможного. Наука здесь — самое волнующее приключение! Правда, Верн показывает и другую сторону медали: слепая одержимость может завести слишком далеко, а природа — это всё-таки сила, с которой шутки плохи и которую нужно уважать.
Сама эта идея неукротимого стремления к знаниям прекрасно отражена уже в названии романа. «Путешествие к центру Земли» звучит предельно конкретно и прямолинейно. Герои ведь именно этим и занимаются, лезут всё глубже и глубже под земную кору. Но, как это часто бывает у Верна, за очевидным смыслом прячется и второй, символический. Их спуск, погружение в тайны прошлого нашей планеты, в мир древних мифов и гипотез. Сам «центр Земли» здесь выступает как метафора, символ той самой конечной цели познания, самого сокровенного секрета, который скрыт от поверхностного взгляда. Добрались ли герои до физического центра или нет — это в конечном итоге не так уж и важно. Важен сам акт этого дерзкого проникновения в запретные, таинственные глубины.
Ощущение погружения в тайну, заложенное в самом названии, Верн мастерски передает через атмосферу всей книги. Как только герои начинают спуск в кратер вулкана, ты словно сам оказываешься там, в этом мире давящего мрака, узких туннелей и гулкой, почти оглушающей тишины. Но эта темнота постоянно сменяется картинами поистине фантастической красоты: представьте себе гигантские подземные своды, озарённые вспышками электричества или мягким светом гигантских светящихся грибов. А огромное подземное море, которое Лиденброк назовёт своим именем... а парад давно исчезнувших с лица Земли чудовищ, словно оживших иллюстраций из учебника палеонтологии... Мы видим научный азарт профессора, смешанный со страхом восторг Акселя и непоколебимое спокойствие надёжного Ганса. Верн создал мир, где научные гипотезы его эпохи так тесно переплелись с чистой фантазией, что возникло удивительное ощущение: чудо возможно, оно почти реально.
И вот эта уникальная смесь научного правдоподобия — пусть и устаревшего — пугающей неизвестности и детского восторга перед чудесами и делает книгу такой запоминающейся. Да, сегодня мы знаем, что Земля устроена совсем не так, как представлял Верн: она не полая, а температура в её недрах способна расплавить что угодно. Сила романа — в безграничной фантазии автора, в сюжете, который не отпускает до последней страницы, в персонажах, которые, пусть и немного похожи на типажи, но всё равно вызывают симпатию. К недостаткам, пожалуй, можно отнести именно эту научную наивность, которая сегодня бросается в глаза, да и некоторую шаблонность характеров, которые больше служат двигателями сюжета, чем глубоко проработанными личностями. Но это всё мелочи по сравнению с главным: «Путешествие» остаётся золотым стандартом жанра.
13181