Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Имя розы

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    Аноним8 апреля 2025 г.

    О миноритах, смехе Иисуса и загадочных убийствах

    Когда-то давным-давно я зачем-то начала читать книгу  Пьер Байяр - Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали.  Я ожидала, что посыл этой книги будет в том, что не страшно не прочитать  всю классику мировой литературы и все новинки этого года, но Байяр в своих рассуждениях дошел до мысли что вообще ни одну книгу не стоит читать, потому все равно каждый интерпретирует ее в зависимости от личного опыта и до конца замысла автора никто не поймет.

    Почему я пишу об этом в этой рецензии? Да потому, что именно благодаря Байяру я впервые заинтересовалась "Именем розы". Чтобы доказать свою мысль, он щедро рассыпался спойлерами на разные произведения классики, и в том числе на эту книгу.

    Книгу Байяра я так и не дочитала. Но эту книгу захотела прочесть несмотря на то, что уже знала разгадку всех тайн.

    Рассказ ведет о Адсон, с высоты прожитых лет, а события те происходили тогда, когда он,  бенедиктинский послушник,   был молод и приставлен к францисканцу Вильгельму Баскервильскому. Вильгельм пользовался среди монахов уважением, был следователем и теперь отошел от дел. Но его приглашают расследовать загадочную смерть молодого монаха Адельма.

    Думаю, даже без упоминания в аннотации, первая ассоциация главных героев Адсона и Вильгельма - с доктором Ватсоном и Шерлоком Холмсом. Иногда Вильгельм чуть ли не слово в слово говорит что-нибудь шерлокоподобное ("Элементарно, милый Адсон"), а Адсон своими абсолютно обычными и неверными рассуждениями наталкивает Вильгельма на какую-либо мысль.

    Забавно, как молодой Адсон сомневается и не понимает разницы между сектой и официальными орденами (которой действительно нет), а более взрослые монахи пытаются его убедить в том что какой-то орден правильный, а какой-то (почему-то) нет. Более взрослый Адсон уже не сомневается, и это грустно.

    В книге так много говорится о событиях того периода, разных христианских сектах, геополитике, с богословскими размышлениями, что, кажется, что Умберто Эко действительно откопал где-то в заброшенном монастыре настоящую рукопись 14 века. Многочисленные вставки фотографий из реальных книг периода только усиливают это ощущение.

    Усиливает атмосферу и тяжеловесный язык, многословный, архаичный и непривычный. Аудиокнига в исполнении Юрия Григорьева тоже казалась тягучей и медленной.

    Но, в целом и общем, "Имя розы" удовольствие не для всех, но попробовать советую.

    P.S. Байяра не советую вообще

    18
    495