Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
Аноним8 апреля 2025 г.О миноритах, смехе Иисуса и загадочных убийствах
Когда-то давным-давно я зачем-то начала читать книгу Пьер Байяр - Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали. Я ожидала, что посыл этой книги будет в том, что не страшно не прочитать всю классику мировой литературы и все новинки этого года, но Байяр в своих рассуждениях дошел до мысли что вообще ни одну книгу не стоит читать, потому все равно каждый интерпретирует ее в зависимости от личного опыта и до конца замысла автора никто не поймет.
Почему я пишу об этом в этой рецензии? Да потому, что именно благодаря Байяру я впервые заинтересовалась "Именем розы". Чтобы доказать свою мысль, он щедро рассыпался спойлерами на разные произведения классики, и в том числе на эту книгу.
Книгу Байяра я так и не дочитала. Но эту книгу захотела прочесть несмотря на то, что уже знала разгадку всех тайн.
Рассказ ведет о Адсон, с высоты прожитых лет, а события те происходили тогда, когда он, бенедиктинский послушник, был молод и приставлен к францисканцу Вильгельму Баскервильскому. Вильгельм пользовался среди монахов уважением, был следователем и теперь отошел от дел. Но его приглашают расследовать загадочную смерть молодого монаха Адельма.
Думаю, даже без упоминания в аннотации, первая ассоциация главных героев Адсона и Вильгельма - с доктором Ватсоном и Шерлоком Холмсом. Иногда Вильгельм чуть ли не слово в слово говорит что-нибудь шерлокоподобное ("Элементарно, милый Адсон"), а Адсон своими абсолютно обычными и неверными рассуждениями наталкивает Вильгельма на какую-либо мысль.
Забавно, как молодой Адсон сомневается и не понимает разницы между сектой и официальными орденами (которой действительно нет), а более взрослые монахи пытаются его убедить в том что какой-то орден правильный, а какой-то (почему-то) нет. Более взрослый Адсон уже не сомневается, и это грустно.
В книге так много говорится о событиях того периода, разных христианских сектах, геополитике, с богословскими размышлениями, что, кажется, что Умберто Эко действительно откопал где-то в заброшенном монастыре настоящую рукопись 14 века. Многочисленные вставки фотографий из реальных книг периода только усиливают это ощущение.
Усиливает атмосферу и тяжеловесный язык, многословный, архаичный и непривычный. Аудиокнига в исполнении Юрия Григорьева тоже казалась тягучей и медленной.
Но, в целом и общем, "Имя розы" удовольствие не для всех, но попробовать советую.
P.S. Байяра не советую вообще
18495