Рецензия на книгу
Гарри Поттер и Принц-полукровка
Джоан Роулинг
Аноним8 апреля 2025 г.Перечитывав ещё раз шестую часть о мальчике-который-выжил, я теперь могу понять тех, кого книга множечко разочаровала.
Я теперь примерно там же, но не настолько категорична.
Основным минусом в шестой книге для меня является - потеря магической школы и самой магии.
Начиная с середины пятой книги, писательница ушла раскрывать характеры героев и это в пятой книге пошло на пользу делу, однако, учтём, что в пятой книге объём под 800 страниц и туда влезло всё:
- и школа;
- и магия;
- и саспенс тайны;
- скелеты в чужих шкафах;
Ну и:
- характеры многих главных и второстепенных героев.
Хотя в пятой части был свой минус, начали тянуть красивые моменты-появления из ВК, и вот в шестой, это мини-вытягивание пошло ещё дальше и книга, которую я перечитываю чаще других, полезла на меня из шестого Поттера.
Да, это разочарование номер два.
Тем не менее, опустим второй момент, так делают все авторы фэнтезисты, Толкином сложно не вдохновиться.
Гарри Поттер в шестой раз возвращается в школу магии и волшебства, чтобы продолжить свою учёбу и узнать больше о лорде Волдеморте, который охотится на него, по сути, с момента рождения, дабы изменить судьбу пророчества.
Шестая книга у нас происходит в полусовременных, в полуфэнтезийных реалиях. За пределами школы Хогварст, есть обычный людской мир, где живут поживают обычные люди, иначе говоря маглы, которые знать не знают о существовании мира магии. Есть конечно исключения, и меня радует, что премьер-министр (обычной) Британии в курсе о том, что есть другое сообщество людей, которое охотно сотрудничает с миром. Скрывается, да, но сотрудничает.
Есть вещи, который Роулинг удались особо хорошо. Она очень красиво объяснила, почему у нас поменялся министр магии и почему его заменили на бывшего главу отдела авроров. Вся суть дипломатии и политики - великолепна. Почему Скримджер ходит за Гарри по пятам и просит о помощи - идеально отображает многие современные реалии, которые понятны многим в этом мире, кто конечно не живёт в лесу под кустом и понятия не имеет, что там за политика такая. И также нам понятно почему Скримджер отступается и не давит на Гарри через силу. Вообще посетую о том, что сделали со Скримджером после - он у меня в фаворитах: человек, который знает, когда отступить - достоин уважения.
Нагнетание жути о возрастающей силе Волдеморта, тем не менее, не до конца раскрыто, читатель понимает, что он собирает армию, но опять же, это просто упоминание и не даёт такого накала эмоций или ужаса, которые, как по мне, можно было раскрыть больше в этой книге. Если постепенно подогревать читателя ужасающей силой (помимо чужих, но знакомых смертей) и ещё периодически выкидывать это в текст - было бы куда эпичнее, чтобы война началась с сильным перевесом не на стороне зла, но, увы, этого не произойдёт даже в последней книге. Это минус, но не такой объёмный, уже с первой книги понятно, кто кого одолеет. :)
Большая часть моего раздражения началась ещё в пятой книге, поэтому к шестой я приступила почти мгновенно, чтобы напомнить себе, что Гарри абсолютно бездарен в магии. Увы, он не желает учиться. Он и Рон делают максимально всё, чтобы показать об их сходстве с Крэббом и Гойлом, они не делают ничего. Домашние задания им не нравятся, они ничего не делают после уроков и только ноют. Удивительно, как лентяи пытаются бороться с миром. С:
И если в пятой части у нас была армия Дамблдора и троица действительно занималась тем, что училась, и что, собственно, пошло всем на пользу, в этой части, мы томно вздыхаем, что "боевой клуб" закрылся, но учиться мы не будем.
От школьных уроков или каких-либо магических новшеств или же крутизны - тут чертовски мало страниц, а ведь всё действо происходит внутри школы (95% книги).
Почерпнул ли Гарри какие-то знания на шестом году обучения? Нет.
Никто не просит его быть второй Гермионой, но если в четвёртой книге он старался, чтобы быть наравне с выпускниками, тут он максимально аморфно, но чётко забил гвоздь в крышку магии.
Я вообще удивляюсь, как мало в книге повторений уроков, которые Гарри должен зубрить, чтобы выжить. У меня лично создалось впечатление, что мальчике-который-выжил решил стать мальчиком-который-деградирует.
В некоторых моментах он ищет заговоры и, естественно, оказывается прав. Помогло ли это к концу книги? Да не особо.
Ещё уйма моих личных возмущений относятся к урокам Снейпа, ибо ради него я читаю всю серию. Я вообще люблю таких героев, даже если они на вторых-третьих ролях, но их характер остаётся неизменным (нет, когда он мне понравился, мне была незнакома концепция фильмов, и вообще после второго фильма смотреть невозможно), идёт только в плюс автору, потому как герой всегда делает то, чего ты от него ждёшь. В шестой части, увы, Снейп наконец-то занимает место учителя "защиты от тёмных искусств", и читатель увидит всего один урок, что печально, ведь Снейп с энтузиазмом рвался преподавать и хорошо знает предмет.
Раскрыло ли это персонажа ещё больше? Увы, нет.
У нас раскрывают в книге только подростки и иногда это приводит нас не туда и вопросов возникает к адекватности этих самых подростков.
“But for heaven’s sake—you’re wizards! You can do magic! Surely you can sort out—well—anything!”
Scrimgeour turned slowly on the spot and exchanged an incredulous look with Fudge, who really did manage a smile this time as he said kindly, “The trouble is, the other side can do magic too, Prime Minister.”Где магия в книге? Объясните мне!
Это волшебная школа, но атмосфера чудес, чар и колдовства исчезла. В магической школе отсутствует магия и уроки этой самой магии.
В пещере Гарри смотрит на Дамблдора и восхищаются (не сильно), что тот способен почувствовать магию и узнать, где можно найти проход или как пройти дальше. Узнавал или учился чему-то Гарри Поттер? Хотел ли он стать умнее и способнее? Нет.
И это очень странно, т.е. он выбрал профессию, которой хотел бы заниматься, но делает ровно ничего.
Да, его ждут годы тренировок до становления аврором, и он, вестимо, собирается учиться дольше, ибо предыдущие годы школы делал ровно ничего.
Ну и огромный вопрос у меня вот к этому:
“But how to reach it? This potion cannot be penetrated by hand, Vanished, parted, scooped up, or siphoned away, nor can it be Transfigured, Charmed, or otherwise made to change its nature.”
Almost absentmindedly, Dumbledore raised his wand again, twirled it once in midair, and then caught the crystal goblet that he had conjured out of nowhere.
“I can only conclude that this potion is supposed to be drunk.”...
У вас там нельзя ничем откачать зелье? С чего вы решили, что его можно выпить? В тексте чётко "scooped up". Pardon me?
Будь в книге упоминание, что они наколдовали кубок, зачерпнули, вылили на пол или в озеро и кубок не пролил ни капли и вообще оттуда исчезло зелье обратно в чашу, где и было - у меня бы было ровно 0 вопросов.
А тут, вжух, и всё.
Частично, с конца пятой книги я умаляю знание Дамблдора, он уже наделал кучу ошибок, а ошибки мудреца имеют последствия хуже, чем ошибки глупцов, и всё же.. почему, просто не добавить абзац.
У меня лично восхищения Дамблдором не возникло и в первой книге. Он остаётся закрытым и не понятным персонажем, который просто-потому-что является могущественным, что никак не отражено в книгах. Опытным, да, но не всесильным.
Он бывший учитель уроков Трансфигурации, тем не менее, что поняли читатели и Гарри? Все идиоты, выпьем же за здравие.
Можно увидеть кучу моих возмущений и удивиться оценке 4★, объяснюсь, пожалуй.
В книгах очень много приятных моментов, которые были разбросаны, едва видимые глазу и постепенно раскрывают старые тайны, либо дают понять, что скоро будут новые. И я люблю такое, потому что где-то 80% будет раскрыто, исключая те, где есть вопросы, но они на очень дальнем последнем плане или вообще фоном пролетели - и на это можно закрыть глаза.
Самого Гарри я не воспринимаю главным героем книги, а просто кем-то, кто повествует о всех событиях, эдакий рассказчик, который по счастливой случайности находится там, где и все действа книги.
Мне нравятся именно эти самые детали, которые постепенно раскрывают всю картину происходящего, добавляя всё новые и новые краски в романы.
Ну и язык самой Роулинг, он у неё очень яркий и легко узнаваемый, именно, в оригинале. По тексту просто проносится крик, что это писала либо филологиня, либо переводчица. Текст живой, изменяющийся и выворачивающий происходящее в книге наизнанку.
Поэтому я посетую на то, что она решила выпустить книгу как можно быстрее, видимо, из-за экранизаций, которые уже были в работе, и немного потеряла ключевую часть всего волшебного мира.
И всё же за красивый и сочный язык, прощу ей и это.
Эта серия не была никогда моей любимой или вообще в фаворитах, есть писатели и писательницы, которые просто радуют тем, что их текст меняется и развивается с годами, и за этим очень приятно следить. А за хорошо проведённое с книгой время я чисто физически не могу поставить плохую оценку, т.к. мой мозг отдыхает во время чтения и наслаждается лингвистической игрой писательницы.
Содержит спойлеры16218