Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Цвет волшебства

Терри Пратчетт

  • Аватар пользователя
    Аноним8 апреля 2025 г.

    "Цвет волшебства" — не лучший выбор для первого знакомства с автором

    Цикл о волшебниках — это та самая отправная точка, с которой Терри Пратчетт начал свое путешествие по Плоскому миру. В центре повествования — стены Незримого Университета, главного магического заведения Анк-Морпорка, населенного весьма специфическими академиками. Главным героем часто выступает Ринсвинд, волшебник, чье мастерство в основном заключается в умении убегать и выживать в самых невероятных ситуациях. Не стоит забывать и о приключениях легендарного Коэна-Варвара и его Орды, также тесно связанных с этой линией.

    Несмотря на то, что книги «Цвет волшебства» и «Безумная звезда» формально открывают серию, настоятельно не рекомендую начинать погружение в Плоский мир именно с них. Этому есть несколько причин:
    1) Стиль раннего Пратчетта: Первые книги цикла заметно отличаются от последующих. Они в значительной степени являются пародией на классическое фэнтези, с акцентом на чистый, порой абсурдный юмор. Сатира и глубина, ставшие визитной карточкой Пратчетта позже, здесь только намечаются. Эти книги можно охарактеризовать как «излишне юмористические» и порой «излишне глобальные» по своему охвату, что может создать не совсем верное первое впечатление о многогранности вселенной.

    2) Характер главного героя: Ринсвинд — знаковый персонаж, но его роль часто сводится к тому, чтобы быть катализатором хаоса и спасаться бегством. Он редко активно влияет на события или глубоко их понимает, скорее, события происходят с ним. Это забавно, но не отражает всего спектра проработанных и деятельных персонажей, которых Пратчетт создаст позже, и в других циклах даже почти не упоминается.

    3) Фокус повествования: В ранних книгах приключения часто уводят Ринсвинда далеко за пределы Анк-Морпорка, исследуя различные уголки Диска. Это расширяет географию мира, но не дает того плотного погружения в жизнь самого города, которое так ценно в других циклах.

    К счастью, цикл о волшебниках не остался статичным — он рос и развивался вместе с мастерством автора. Более поздние произведения, такие как «Интересные времена», «Последний герой» и особенно «Незримые академики», гораздо ближе к тому стилю, за который Пратчетта ценят поклонники Городской стражи или Мойста фон Липвига. Здесь больше социальной сатиры, философских ноток и взаимодействия с другими аспектами мира.

    Именно поэтому поздние книги цикла значительно выигрывают, если читать их, уже имея представление об Анк-Морпорке и его обитателях, полученное из других циклов. Эти книги глубоко погружены в жизнь города, его политику и социальные взаимодействия. Например, «Незримые академики» блестяще раскрывают динамику Незримого Университета в контексте всего Анк-Морпорка, и понимание этого общего контекста значительно обогащает чтение. К слову, у «Незримых академиков» есть прекрасная аудиоверсия, которая великолепно передает юмор и атмосферу книги. Читать эти поздние истории без предварительного знакомства с городом — значит упустить множество нюансов и отсылок.

    Начинать читать Пратчетта с Волшебников не стоит. Лучше выбрать что-то более сбалансированное, например, «Стража! Стража!», а крайне противоречивый цикл оставить на потом.

    8
    201