Рецензия на книгу
Магазин работает до наступления тьмы
Дарья Бобылёва
Аноним8 апреля 2025 г.Ах, какой интересный роман!
Книгу Дарьи Бобылевой «Магазин работает до наступления тьмы» я взялся читать по двум причинам. Во-первых, автор уже был довольно известен после выхода своего дебютного романа «Вьюрки», но «Вьюрки» читающая общественность отнесла к жанру хоррор, а я как-то хорроры не очень. И тут возникает вторая причина — «Магазин работает до наступления тьмы» написан в жанре то ли городского фэнтези, то ли магического реализма (их вечно путают, так как никто не может дать окончательного определения и провести границу между жанрами), в общем — именно в том жанре, в котором я и сам пытаюсь творить, а поэтому живо интересуюсь любыми, а особенно отечественными новинками.
Повествование завораживает с первых строк. Тут, конечно, можно сделать несколько циничное наблюдение. Прием попадания случайного прохожего в некую таинственную лавку стар как мир, и почти всегда беспроигрышен. Но прием приемом, а совсем другое дело — как он реализован, как, если можно так выразиться, сделан текст. А сделан он отменно. История хватает за шиворот и сразу кидает читателя в водоворот событий. Тут и мистические вещи, и таинственные личности, и какие-то то ли духи, то ли бесы, и все это — в реалиях сначала Москвы сегодняшней, а затем — Москвы прошлого века. Да, круто. Нет, ничего общего с «Мастером и Маргаритой», вот вообще ничего, хотя некоторые умудряются сравнивать.
Применю уже ставшей клишированной фразу: язык автора живой, оригинальный и увлекательный. За развитием событий хочется следить. Очень хочется. Ровно до того момента, пока история не начинает ползти в разные стороны. У меня это случилось на третьем эпизоде (в романе главы именуются эпизодами, как в сериале). От обилия сущностей, склянок, персонажей, типов персонажей начало слегка рябить в глазах, но я не сдавался, надеясь, что мне вот-вот начнут все объяснять.
К сожалению, не начали. И здесь я могу провести неожиданную параллель с книгой глубокоуважаемого Нила Геймана «Никогде». Что там герои толпой шатались по непредсказуемым локациям, что здесь. Что там сюжетные повороты представлялись несколько натянутыми, что здесь. Да, все очень красочно, интересно и загадочно. Но вся эта красота никак не укладывается в стройную логичную линию. Как раз наоборот. Иногда герои романа выкидывают такие фортеля, что только успеваешь утирать пот: что? Зачем? Ну почему вот так?
Теперь про главного героя. Судя по рецензиям на роман, на нем не оттоптался только ленивый, я так же не стану исключением. Безвольный, ничего не решающий персонаж (и тут опять нам вспоминается «Никогде» и Ричард), в любой непонятной ситуации принимающийся орать «Матииильдааа!», призывая на помощь свою боевую подругу. Зачем он нужен в романе — решительно непонятно. Если его взять и выбросить, сюжетная линия ничуть не пострадает. Если автор хотел через призму непричастного человека показать мистическую сторону магазина, то хорошим примером такой реализации может послужить Курильщик из романа «Дом, в котором…». Курильщику я сопереживаю, вечно ноющему по любому поводу Славику — нет. Славик не вызывает ничего, кроме раздражения и мысли «да когда же ты наконец денешься уже куда-нибудь».
Несмотря на указанные выше недостатки, стоит отметить, что второй сезон (пока в книге только два сезона, то есть две части) лично мне было читать куда интереснее. Появляется какой-никакой сюжет, какая-никакая цель, и главные герои, хоть и продолжают блуждать по мозаичному миру, насыщенному внезапными персонажами и локациями, все-таки решают некую задачу (хотя если уж быть совсем честным, то эта задача есть только у Матильды, Славик же, как обычно, таскается за ней, как преданная собачонка, совершенно не отдупляя происходящее, а третья участница этой компании присутствует в виде незримого духа и время от времени помогает решать неразрешимые проблемы. Очень удобный прием, надо взять на вооружение).
Финал романа заставил меня забиться в конвульсиях и заорать: Deus ex machina! Та самая сущность, которая была упомянута в предыдущем абзаце, она же Женечка, вдруг взяла и все порешала. Это случилось настолько неожиданно и нелогично, что окончательно порушило мою веру в выверенные финалы. Но зато хэппи-енд, все обнимаются, целуются и счастливы, потусторонние духи впервые за миллионы лет достигли взаимопонимания с человечеством.
К сожалению, финал не выбивается из, так сказать, общей стилистики книги. От поступков некоторых персонажей буквально падает челюсть, так как исходя из представленных читателю обстоятельств они должны были действовать прямо противоположным образом. Но нет! И вот, к примеру, проверенный и надежный сотрудник секретной организации по борьбе с духами идет (без всякого объяснения причин!) на сделку с этим самым духом, чтобы совершить диверсию против этой самой организации. Здравый смысл вышел из чата.
Что мы имеем в сухом остатке. Если вам нравятся красочные, хорошо описанные мозаичные романы с кучей слабо связанных между собой персонажей и локаций а-ля «Никогде», то, скорее всего, «Магазин» вас не разочарует.
Если же вы любитель крепкого сюжета, пусть с неожиданными, но продуманными поворотами, тогда, вероятно, у вас к роману будет много вопросов.Аудиокнига, кстати, в озвучке самой Дарьи Бобылевой сделана превосходно. Там крутая озвучка, крутое музыкальная сопровождение и даже крутая песня. Заголовок рецензии — как раз строка из этой самой песни.
9688