Рецензия на книгу
Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема
Джон Стейнбек
lange_schlange7 апреля 2025 г.Все мы — дети Каина
Я наконец познакомилась с творчеством Джона Стейнбека — прочитала его magnum opus «К востоку от Эдема» и осталась в восторге.
Сюжет отсылает к притче о Каине и Авеле, являясь его современной интерпретацией. Есть мнение, что роман слишком лёгок для понимания, ведь суть подаётся буквально в лоб: есть два поколения братьев — сначала Адам и Чарльз, затем дети Адама — Арон и Калеб. Имена говорят сами за себя. Один из братьев чист душою, другой борется со страстями. У Арона невинный облик и золотые кудри, его любят все, Калеб — смугл и темноволос, и душа его — потёмки.
Но для меня этот миф открылся с иной стороны. С детства было убеждение, что Каин — однозначно отрицательный персонаж. Он убил брата из зависти. Зависть — это плохо. Не будь как Каин.
Но с чего всё началось? «Однажды Каин принёс плодов от земли в дар Господу. И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился...» Дар Каина был отвергнут, Каин хотел любви Господа! В романе один из братьев добивается любви отца, трудясь, ставя перед собой цели, но отец отвергает его дар и ставит в пример другого брата. Калеб отчаивается, он осознаёт живущее в нём тёмное начало, но борьба даётся ему тяжело, он отчаивается и предаёт Арона.
Хотеть, чтобы нас любили и добиваться любви — это нормально. Это естественное человеческое желание, за которое нас никто не вправе судить. Бороться с нашими тёмными страстями — тоже нормально. И далеко не все это выдерживают. Главное — у нас есть выбор. И в этом как раз и суть книги: наша тёмная сторона — не приговор. Наши родители — не мы. Мы можем выбрать, творить добро или зло. Оступаемся, но выбираем. Ведь мы — люди. И поэтому персонаж Арона в книге получился таким бледным. Он выбрал путь полной безгрешности, стремился к недостижимому идеалу. Даже если бы Арон выжил, вряд ли жизнь его сложилась бы так, как он себе представлял.
Тема выбора и свободы воли в книге воплощена в рассуждениях об ивритском слове «тимшел» — оно используется в мифе о Каине и Авеле. Перевод, в котором мы читали эту притчу, неточен. Господь говорит Каину: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» Вот в этой последней фразе и содержится неточность. В оригинале мысль выражается словом «тимшел», которое буквально означает «дозволено господствовать» или «ты можешь господствовать». То есть: есть возможность согрешить, и человек сам выбирает, делать это или нет. И это, по мнению Стейнбека, делает человека великим.
— А-а... «Тимшел» это слово.
— Вот-вот, «тимшел». И ты еще сказал...
— Я сказал, что в этом слове заключено все величие человека. Если, конечно, он хочет быть великим.
— Помню, что твое объяснение очень понравилось Сэму Гамильтону.
— В этом слове — залог свободы. Оно дает человеку право быть личностью, быть непохожим на других.
— Непохожий, он всегда одинок, — задумчиво произнес Адам.
— Все великое и истинное тоже одиноко.
— Какое, ты говоришь, это слово?
— «Тимшел», то есть «ты можешь» по-нашему.Калеб проходит этот путь. В притче Каин делается вечным скитальцем, у него родятся дети. Авель умирает безгрешным и бездетным. Калеб осознаёт зло, которое совершил, но его жизнь продолжается. И он понимает это, и получает благословение «господствовать над грехом» от своего отца Адама. Он женится, родит детей и постарается прожить свою жизнь достойно, то есть так, чтобы, по словам Стейнбека, его «смерть никому не доставила радости».
Обожаю, когда в руки попадаются такие романы. В книгу погружаешься целиком, и ещё долго потом о ней думаешь, смакуешь, перебираешь в памяти детали сюжета, размышляешь о героях и, конечно, проводишь параллели с собственной жизнью. Я рассказала только об основной идее, но вообще «К востоку от Эдема» — это прекрасно написанная семейная сага. Это книга о ценностях семьи, сложных братских чувствах, любви, труде, о природе зла, о грехе и безгрешности. О том, что мы все — дети Каина.
4202