Рецензия на книгу
Assistant to the Villain
Hannah Nicole Maehrer
Аноним6 апреля 2025 г.Эта рецензия мариновалась очень долго. В этом нет ничего удивительного, для меня это норма. Вот только в данном случае, это связано с одним малоприятным моментом: стоило мне сесть за написание, как я понимала, что практически ни черта не помню. Для меня это удивительно, потому что обычно моя память работает лучше, даже если дело касается книг, оказавшихся для меня скучными. Всегда есть какая-то конкретная деталь, которая врезается в память. Но с “Ассистенткой Злодея” подобного не случилось. Так что, эта рецензия появилась на свет только благодаря тому, что моя сестра позволяет спамить ее личку по любому поводу в любое время дня и ночи.
Эванджелину Сейдж только что пинком под зад выгнали с очередного места работы. Дело дрянь, потому что деньги, как известно, на деревьях не растут, а больной отец и младшая сестра все-таки обыкновенные люди, и жить исключительно на солнечном свете и воде не могут. Как нельзя кстати, Эви на голову свалился Злодей (именно с большой буквы), который чуть ли не главный враг королевства, и которому очень нужен личный ассистент.
Стоит отметить, что изначально это являлось серией скитов на тиктоке. В книгу они превратились, когда к Ханне Николь Мерер пришли издатели из Red Tower (те самые, которые ответственны за "Четвертое Крыло") с заманчивым предложением. Собственно, из данного факта и произрастает одна из моих проблем – это местный юмор. Шутки здесь за редкими исключениями базируются на том, что Эви либо смешно падает, либо корчит забавную рожу. Классическая такая буффонада. Для тикток скитов подобное было ожидаемо. Вот только буффонада базируется на том, что персонаж очень гротескно на что-то реагирует или подвергается гипертрофированному насилию. И по этой простой причине этот тип юмора органично смотрится исключительно в визуальных медиа, в частности мультфильмах ("Том и Джерри" яркий пример).
Г-жа Мерер может во всех красках описать то, как Эви поскользнулась на кожуре от банана, сделала тройное сальто дабы не упасть и в полете успела подхватить кружку с кофе своего босса. У нее в голове это дело может сопровождается спецэффектами и смешными звуками, а у Эви может быть мимические мышцы как у Джима Керри. Но меня (читателя) эта сцена оставит равнодушной, если не вызовет недоумение. Потому что в тексте падение из-за кожуры банана – это все равно просто падение из-за кожуры банана. Текст – это просто текст, а не прямое подключение в голову автора.
Вообще, Эви персонаж для меня дико странный, признаюсь честно. Я понимаю, что автор лепит из нее неунывающую оптимистку с сильным моральным компасом, и временами это даже работает. В начале Мерер еще пыталась быть последовательной в этом плане, поэтому Эви испытывает дискомфорт от деятельности своего начальника, и пытается у себя в голове найти оправдание своему цеплянию за это рабочее место, помимо зарплаты. Например, Злодей к сотрудницам не пристает, уже плюс, а еще он слишком красивый для совсем уж отпетого негодяя. Эта ментальная гимнастика могла бы сработать. Но она не работает, потому что это не Эви пытается убедить себя, что все не так плохо и она работает не только ради денег. Это Ханна Николь Меррер пытается убедить читателя, что не так черт страшен, как его малюют. Да, он убивает и пытает людей, но Эви и автору абсолютно фиолетово. И мы довольно быстро понимаем, что Эви держится за это место даже не из-за денег, а ради возможности фапать на задницу своего босса. А делает она это часто, но иногда все-таки переключается на его лицо.
В самом начале у меня были некоторые вопросы к мироустройству, но я была готова закрыть на это глаза. Уютное фэнтези все-таки выезжает за счет вайбов. На что я не готова закрыть глаза, так это на то, что у нашего Злодея Тристана есть личная армия и целый штат работников (даже стажеры есть), он при первой возможности говорит свое настоящее имя (то самое, что у него в паспорте) не кому-то там, а ребенку, но в то же самое время каким-то образом умудряется скрывается от правительства. Я одна не вижу логики? В целом, Тристан производит впечатление мужчины, у которого вся полка усеяна книгами серии "Ни Зя", "Ни Сы", “Ни Перди”, “Ни Дыши”, “Ни Живи” и “Ни Умирай”, и он даже все их прочел и выучил наизусть, вот настолько он классный. Точнее, это г-жа Мерер пытается его таким изобразить, поэтому в книге аж две сцены, где он меряется крутостью своих яиц с другими мужчинами на радость Эви. Временами его главы было читать забавно и может быть Тристан приглянулся бы мне больше, если бы он был более комедийным злодеем по типу Доктора Фуфелшмерца из “Финеса и Ферба” или Доктора Роботника из кино-франшизы по Сонику. Однако, Мерер ставила на фанаток угрюмых теневых папиков, а не на фанаток химбо-мужиков, к сожалению.
Несмотря на то, что аудиторией данной книги являются поклонники ромфанта, особо романтики автор не завезла. Более того, Эви и Тристан крайне редко взаимодействуют непосредственно в книге, все их совместные моменты открываются в диалогах со ссылкой на некое абстрактное прошлое. Делу не помогает еще и тот факт, что они влюблены чуть ли не с самого начала. Но Ханна Николь Мерер не сведет их ни в этой книге, ни уж тем более в следующей (да, я уже словила спойлер). Я не против слоуберна и уж тем более не считаю аксиомой то, что главную пару нужно сводить именно в первой книге. Однако, я не люблю когда мое время тратят впустую высосанными из пальца драмами. А что-то мне подсказывает, что Мерер будет тянуть до последнего, но ничего серьезнее самобичевания со словами “Я ее не достоин/достойна. Он/она заслуживает кого-то по-лучше, поэтому я ничего не скажу и умру с этой тайной на устах” мы не увидим. И это станет утомительным довольно быстро (для меня уже стало). Даже нарушение субординации в качестве причины было бы лучше.
На самом деле, между Тристаном и Эви можно было прописать интересный конфликт хотя бы на одну книгу. Нет, не конфликт, основанный на том, что Тристан мучает и убивает людей: Эви от этого откровенно кайфует. Просто Эви позиционируется как человек, для которого очень важны семейные узы, а Тристан утверждает, что месть королю для него в приоритете, и ему абсолютно все-равно, если его брат и сестра пострадают или погибнут в результате. Для него цель оправдывает средства. Да, по итогу почти 100% это окажется блеф с целью защитить брата с сестрой или что-то в этом роде, но Эви таких тонкостей не понимает, потому что у него опилки вместо мозгов. Конечно, можно сказать, что “Ассистентка Злодея” – это cozy fantasy, а значит серьезным драмам тут нет место. Я, конечно, дико извиняюсь но в этой книге поднимаются темы детоубийства, послеродовой депрессии, сексуализированных домогательств и ПТСР от ранее упомянутых домогательств. Ханна Николь Мерер может вставлять все это в книгу, но конфликт героев из-за разницы в мировоззрениях и моральном компасе – это слишком для нее?
Кстати, о харрасменте, меня дико смутила одна сцена, которая по задумке г-жи Мерер должна читаться как юмористическая. Ввиду некоторых обстоятельств, Тристан лежит без сознания, а вокруг полно народу, и Эви к нему не пускают. Не найдя ничего лучше, она врет, что является его женой, и для пущей убедительности целует все еще находящегося без сознания Тристана взасос. Да, технически он не против, потому что именно в этот момент видит полу-эротический сон с ее участием, но все-равно, Эви про это знать не могла. Меня просто смущает тональный диссонанс, потому что к ПТСР главной героини автор отнеслась очень бережно. Вся эта ситуация с домогательствами играет не последнюю роль в ее разочаровании в шпионе, когда автор наконец раскрывает его личность, превращая его из просто неоднозначного персонажа в карикатурно отвратительного.
Ну и последний, но не по значению момент, который меня разочаровал – вся эта тема с враждой Эви и Бекки. Я думала, что в 2023-ем году уже нет места такому клише как женщины, которые ненавидят друг-друга. У Бекки есть причины, пусть и необъективные, не любить Эви: она метила на место ассистентки, но Тристан пошел в взял какую-то непонятную женщину с улицы тупо за “красивые глаза”. Эви отвечает ей тем же, и они взаимно пассивно-агрессивны. Учитывая то, что помимо Эви и Бекки женщин по сути в книге и нет (да, есть Татианна, но ее особо считать смысла нет, так это персонаж-функция), то это делает ситуацию еще более плачевной. Я уж было обрадовалась, что они хотя бы за Тристана не дерутся, но Эви сама называет ее своей “соперницей”, так что. Просто зачем? Да, не все обязаны дружить, но меня это клише само по себе раздражает.
Подытожив, что я могу сказать? Это было не так плохо, как я думала. От “Ассистентки Злодея” можно даже удовольствие получить, особенно если у вас с автором похожее чувство юмора. Читать дальше я не буду, более того, признаюсь честно, я вообще не представляю как из этой задумки можно родить еще 3 книги. Скорее всего, будет какой-то глобальный сюжет, может даже с пророчеством, но меня как-то совершенно не тянет узнать. Я слезаю на этой станции.
Содержит спойлеры28641