Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 22 томах. Том VII. Война и мир. Том 4
Л. Н. Толстой
Аноним6 апреля 2025 г.А может, всё так и было?..
Ура! Дочитала! В начале IV тома мне почти показалось, что вернулось очарование первого, но потом начались «солдатские» главы, где безымянные и третьестепенные персонажи создают очень много фона, а ещё очередные философские измышления и отступления, которые повторяют то, что уже было сказано ранее. Но вот на какой мысли я раз за разом себя ловила: а может, дело не только в том, что автор всё пропускает через кривое зеркало своего субъективного восприятия? Может, и правда? Это я всё о своих баранах — то есть о женщинах. Без систематического и сколько-нибудь актуального образования, ограниченные только «светом» — обществом весьма токсичным и неискренним, а ещё стенами своего дома и условностями своей семьи, многие ли могли рассуждать и мыслить здраво? Рефлексия, анализ, внутренняя работа — для этого всего нужна привычка совершать усилие, а ещё воспитание...
Кое-что увидела новое. Похоже, автор сравнивает жизнь народа и жизнь человека. Вот князь Андрей и его медленное умирание — шла нравственная борьба, и победила смерть. Как с войском: кто решил победить, тот победит. И если у войска есть «боевой дух», который со временем и сотнями страниц трансформируется в расплывчатое понятие «дух народа», то у человека — душа, в которой самая важная жизненная сила — любовь. В авторской оптике эта любовь принимает какие-то гротескные формы (как у замужней Наташи — максимально противозачаточная история!), но объясняет, почему умер князь Андрей: много думал! А одним разумом, говорит автор, жизнь не постичь.
Похоже, рецепт нравственного покоя и счастья по-толстовски — действительно самоотречение, а ещё лишения и тяготы жизни. Через них проходят все герои под конец: Наташа переживает смерть князя Андрея, а потом младшего брата, Пьер — плен, Николай Ростов — эпизод бедности, княжна Марья — тяжкую дорогу, потерю отца и брата. «Русский Будда» Платон Каратаев воплощает какое-то буколистические, идеализированное авторское понимание крестьянства: они «дети божьи», как птицы и звери, лишены всяких умствований и сомнений, живут просто и чувством. К такому пониманию хозяйства приходит Николай, так же в семью врастает Наташа.
И если раньше я говорила, что «Война и мир» исследует вопрос, почему ведутся войны, то теперь изменила своё мнение. Мне кажется, автор пытался как-то обозначить тот самый «русский дух», пользоваться дарвиновской теорией — и он даже проговаривается про вездесущее движение, и что не любовй направленный процесс является целенаправленным, но нарекает эволюцию — Богом.
1283