Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сообщение Артура Гордона Пима

Эдгар Аллан По

  • Аватар пользователя
    NikitaOganesyan5 апреля 2025 г.

    Ад каннибалов

    Единственный роман мастера рассказов Эдгара По, оказался весьма необычным (даже неоднозначным). Начну с того, что для романа объём произведения небольшой. Приятно удивило, что Эдгару По тем более для 19 века, удалось насытить роман событиями и нескучным сюжетом, по которому мы плывём словно на парусном судне, но местами сюжет провисает, например концептуально роман можно чётко разделить на две части и разделение это очень заметно как по духу повествования, которое меняется с остросюжетного приключения с пиратами, на научно-фантастическую экспедицию на южный полюс и последующим знакомством с неизведанной расой туземцев.

    Из-за этого создаётся ощущение, что писатель соединил два рассказа в один, при этом пожертвовав динамикой повествования и бросаясь в другой жанр. При всём вышесказанном, такой подход мне понравился, описания флоры и фауны на которые многие жалуются вполне интересны, их не слишком много (здесь к счастью Эдгар По знает грань и не ударяется в крайности) плюс, они дают передышку от событий и связывают 2 части в один роман.

    Что я не оценил, так это картонность персонажей. Почему-то я не увидел чтобы об этом кто-то говорил, но что Артур Пим, что Август и другие персонажи получились очень плоскими, в 1 вводной главе Эдгар По рассказывает небольшой Background наших друзей (о том как Артур полюбил море) и далее развитие персонажей заканчивается, целиком фокус смещается на сюжет, наша пара обладает высокими моральными качествами и духовными ориентирами, с мужеством встречают опасность и стойко переживают невзгоды выпавшие на их головы (напоминает "Дракулу" Брэма Стокера, там таже проблема с персонажами). Небольшой

    Артур Гордон Пим отсутствует в море очень много времени, тем не менее мы не знаем ни про его родителей которые по логике должны были бы спохватиться за сына и приложить какие-то усилия для его розыска, ни про его собаку по кличке - "Тигр" который просто исчезает из романа (в "120 дней Содома" целые персонажи пропадают) , скорее всего автор просто запамятовал про её существование или это какая-то ошибка редакции, а может так и было задумано ведь роман состоит из записок Артура и он просто забыл записать про её судьбу (в таких произведениях я всегда поражаюсь как персонажи в опасных для жизни ситуациях, когда их жизнь находится под вопросом, находят в себе силы конспектировать всё в блокноте рассчитывая что потом видимо будет что вспомнить). Из-за таких моментов и мелких упущений атмосфера трещит по швам, как и внимание читателя, хотя возможно это просто мелкие придирки, тем не менее обидные допущения которые можно было-бы интересно обыграть.

    Роман написан в формате записок псевдо-документального стиля от первого лица (очень напоминает другой роман Эдгара По, в отличии от этого незаконченный - "Дневник Джулиуса Родмена") такой приём с головой погружает читателя в чтение, даже в предисловии и послесловии настаивается на реальности происходящего и это я тоже съел. Ненадолго погрузиться в мистификацию и конспирологию бывает приятно, плюс будоражит фантазию, особенно современникам Эдгара По верившим из-за несовершенства науки в теорию полой земли, да что говорить, сам Эдгар По под влиянием этой теории написал роман (точнее этому посвящена его 2 часть) и получилось захватывающе.

    В будущем Жюль Верн под влиянием творчества По напишет свои фантастические романы получившие мировую известность, вдохновение явно прослеживается, за что отдельная благодарность По за "первооткрывательство" в литературе. На моё удивление роман не обошёл и Говарда Лавкрафта (его "Хребты безумия" я читал до Эдгара По) тут конечно, для меня шок, такого сильного влияния По на мировую литературу я серьёзно недооценивал.

    В итоге получился коктейль из "Пиратов карибского моря", "Ада каннибалов" и нотками "Моби Дика". Читать будет интересно всем любителям приключений как у Робинзона Крузо, морских круизов (80% романа происходит в море) и немного ужасов, даже арт-хаус в финале на краю света. Тут не буду спойлерить, концовку нужно прочитать самому и пофантазировать насчёт её смысла и интерпретации, а она для такого романа необычная и неожиданная. Несмотря на небольшие минусы, а они есть везде, читать было очень интересно, эмоции остались только положительные и оно того однозначно стоило.

    P.S.

    Небольшое замечание, несмотря на дикость туземцев ни разу не упоминается что они делают с трупами людей, но тут Эдгар По сделал небольшой как я для себя уловил намёк на каннибализм, что объясняет мотивы туземцев: "Сегодня мы расспрашивали Ну-Ну, из-за чего его соплеменники убили наших товарищей, но он охвачен таким ужасом, что мы не сумели добиться от него вразумительного ответа. Он отказывался подняться со дна лодки, а когда мы возобновили расспросы, стал делать какие-то идиотские жесты. В частности, он поднял указательным Пальцем верхнюю губу и обнажил зубы - они были черные. До сих пор нам не доводилось видеть зубы обитателей Тсалала."
    Содержит спойлеры
    0
    99