Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Властелин Колец

Джон Р. Р. Толкин

  • Аватар пользователя
    Аноним5 апреля 2025 г.

    Точка невозврата. Джон Рональд Руэл Толкин

    “История о них [[нуменорцах и Арагорне]] представляет собой миф, плавно переходящий в Историю, где владычевствуют люди; Тень, конечно же, в том или ином виде появится снова (как недвусмысленно предсказывает Гендальф), но никогда уже злой демон не воплотиться как реальный враг, как существо из плоти и крови; он будет направлять людей по своим путям и создавать из людей всевозможные помеси полузлых и несовершенно - добрых людей... а также наводить сумерки сомнения - такие ситуации он любит больше всего (их можно наблюдать и во времена Властелина Колец..): это станет (и уже стало) нашей - более трудной, чем у них (героев ВК - прим. М. Каррика и М. Каменкович), - судьбой”

    - Письмо Толкина к Р. Муррэю 4 ноября 1965.

    Концовка “Властелина Колец” всегда вызывала у меня волну мурашек по телу. Не потому что история закончилась, хотя, безусловно, это имеет значение. Даже не потому что приятное послевкусие, грустное, но сладкое, уже растворилась и его уже не вернуть, разве что попытаться использовать способ “Мадленки” Пруста.

    Это масштабная история, конечно в ней есть персонажи, сюжетные ходы, интересные изречения, но это все меркнет если погрузиться в смыслы, которые мы можем вынести из грандиозного труда профессора.

    Согласно хронологии этой вселенной, в 1541 году, покидают Средиземье последние члены легендарного братства кольца, это Леголас и его закадычный друг Гимли. Этот серый корабль, на котором уплыли отважные герои войны за кольцо, стал той самой точкой невозврата для этого мира. Эпоха людей вступила в свои права.
    Так было задумано Творцом и так оно и свершилось.
    Но почему-то от этого как-то неспокойно и когда пытаешься охватить картину целиком, с отчаянием понимаешь, что былого точно не вернуть. Эльфы в большинстве своем уплыли, и “огни в Карас Галадоне погасли, а песни смолкли”. Хоббиты в своем Шире оказываются доступны только для людей королевского рода Гондора и потихоньку для них люди и эльфы становятся сказкой. Гномы же все глубже уходят в горы и связь с людьми потихоньку ослабевает.
    Проще говоря, уходит магия и невероятная красота, а все то, что произошло, неминуемо перейдет в разряд преданий, легенд, сказок и былин. И, конечно, с уходом великого зла мир многое приобрел. Но и потеря оказалась колоссальна.

    Причем, чтобы всё пришло к такому результату, должна была произойти такая невероятная цепочка событий, которая видимо и могла случиться только в таком эпосе.

    В детстве я не совсем точно осознавал масштаб Фродо, его значимости для всего Средиземья. Мне просто казалось, что да, это подвиг и не малый. Он смог устоять перед соблазнами кольца и добрался до Роковой горы.
    В действительности Фродо такая фигура, значимость которой мне кажется понимали только единицы.
    Недаром Сэм горюет в конце, что именно Фродо удостоился менее всего какого-либо внимания и славы среди сородечей. Хоббиты не осознавали насколько легендарная личность живёт рядом. Мудрость Фродо как будто была заложена изнутри, с самого рождения, а толчок ей проявится дала именно история кольца. Терпение, благородство, решимость и храбрость. Но самое главное - проницательность. В этом с Фродо не смог состязаться никто, даже волшебники с палантирами.


    Недаром упоминается, что его речи достойны и самых великих.

    Его душа оказалась краше любого эльфа, будь тот хоть трижды из древнего рода. Именно это понимают сами эльфы. Ведь именно после встречи Галадриель с Фродо, она осознает к чему все идёт и какой лично ей уготован путь. Не она “экзаменует” хоббита, а он её.

    Рана, которую нанесло ему кольцо, невозможно излечить никаким образом. Это что-то глубокое, темное. Даже опытному Гендальфу невозможно взвалить на себя столь тяжкую ношу в виде кольца на шее. Поход к Ородруину фактически сделал из полурослика мученика. Жертва была дана ради спасения всего мира. И тут, конечно, сложно удержаться от аналогии с Христом, так и тянет - прошёл тяжкий путь, есть предатель в виде Боромира, есть верный апостол Сэм, а после произошло вознесение (уплыл и чтобы кто не говорил, он более всех этого был достоин) в земли Валинора. Но, Толкин четко дал ответ на подобные попытки связать его детище с библейскими сюжетами и нарративами:

    “.. единственная критика, которая меня серьезно обеспокоила, - это замечание, что в Средиземье “нет религии”. (и “нет женщин” - но это не так важно, да и не правда). Это мир “естественного богословия”, где господствует единобожие. Здесь нет ни церквей, ни храмов, ни религиозных обрядов и церемоний - но эта странная деталь является просто-напросто частью изображенного мной исторического климата... ... Сам я христианин; но Третья Эпоха - мир не христианский”.

    В этой связи все попытки переводчиков подвязать аналогии по этой теме с историей Ветхого и Нового Завета мне кажется ложными, как когда-то и вера в самого Мелькора нуменорцев.

    Что интересно, при этом, от концепции Рагнарёка христианин Толкин вовсе не отказывается. Напротив, когда-нибудь будет великая битва, так называемый Дагор Дагорат, где дети Творца будут биться со злом за спокойное будущее и кто знает, может и там хоббиты смогут чем-то удивить.

    Завершение пути героев Властелина Колец вышло таким волнующим и масштабным не только по вышеописанным мной причинам. Есть ещё одна важная деталь.

    История кольца - это лишь часть чего-то большего. У этого есть своя хронология, расчерченная вдумчивым Эру Илуватором. И исчисление там ведётся уж точно не в сотнях и даже не в тысячах лет. Но поступки, деяния героев этой самой трилогии настолько оказались колоссальны, что то, что будет твориться сразу после отплытия в Бессмертные Земли последних участников братства кольца, и даже по сей день - уже не будет иметь какого-то важного значения.

    Это точка невозврата. Нам остаётся лишь только бороться с внутренним злом и ждать конца времён.

    9
    643