Рецензия на книгу
Владычица Озера
Анджей Сапковский
vardanowna4 апреля 2025 г.Как всё могло бы быть...
Сделаю оговорку, что когда я пишу эту рецензию, я держу в уме всю сагу, а не отдельную её книгу. Для меня это цельное произведение, которое началось с гениальных рассказов, а потом всё катилось и скатывалось, и всё куда-то не туда ...
В этой истории много хорошего. Главные герои - яркие персонажи, которые меняются и за которыми интересно следить. Интересный мир, интересный слог в переводе. Все эти низушки и вомперы... Просто вах! Сильные женские персонажи. Моё женское сердце радовалось им. В книге нестыдно упоминаются и месячные, и выкидыш, есть забавный принцип выбора первого партнёра, с которым не поспоришь. И опять-таки сами героини. У каждой своя яркая индивидуальность, они самостоятельные персонажи, а не просто функции.
Когда у пана Анджея есть желание и силы, он пишет хороший текст и раскачивает тебя на эмоциональных качелях так, что захватывает дух. Вот есть нудное и дотошное описание военных планов одной из действующих в саге сил. И ты его читаешь, читаешь (а я слушала аудиокниги на самом деле), и стоит тебе прийти к точке "да сколько ещё!" чуть-чуть не дойдя - как автор подбрасывает тебе какой-то важный сюжетноповоротный экшон, где успевай только дух переводить! То же самое с переключением между героями. Стоит тебе заскучать по ним - как они появляются, чтоб потом снова исчезнуть. У меня был момент, когда я, слушая очередной фрагмент, воскликнула "но где же Геральт?!" - и да, он появился в следующем предложении! По-моему, это какая-то магия писательства, которая произошла между мной, книгой и её автором через время и сквозь страницы. И такой магии в книге много. (По крайней мере поначалу. Но об этом чуть позже.) У меня уже был любимый писательский приём в тексте из другой истории, но вот в этой пан Анджей пишет, что если бы кто-то заглянул в этот час ... но некому было ... и моё сердечко замирает.
По крайней мере в первые пару раз. А потом повторы начинают утомлять. Да и в какой-то момент очередной скучный фрагмент ты встречаешь с мыслями "ага, я понимаю, что автор пытается сделать" - и всё, тебе хочется пролистать этот эпизод, а не дожидаться накала. Очень слабо прописаны отрицательные герои (а здесь ведь именно сказка с положительными и отрицательными). От моего внимания ускользнули мотивы Риинса и Вельгефорца. Нет, чего они хотят, вроде, плюс минус понятно, но почему? Зачем им это? Ещё больше беспомощных "почему?" вызывает финал истории главных героев. Нет, я поняла, что с ними произошло, но зачем? А как же предназначение? А как же предыдущие книги? А как же весь мир сказки, который мы на протяжении всех томов вместе в воображении строили? Мне как в душу плюнули. Про то, как Имгыр переменил своё сюжетообразующее решение я вообще молчу. Да по-че-му?!...
Говорят, чем выше летаешь, тем больнее падать. "Ведьмак" для меня - именно такая история. Любимая. Но ущербная.Содержит спойлеры7292