Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    patricianovi26 мая 2015 г.

    Мне сказали – «ты будешь плакать, особенно на последних двадцати страницах».
    Какое там! Я плакала всю книгу! Не финал меня впечатлил, почему-то к финалу я уже была готова – видимо, закалилась. А вот странички с 10 и почти весь массив основной я просто была в отчаянии. Ремарк убивает. И всё так лично, так ассоциативно, что становится не по себе совершенно, мистика какая-то, хотя я в это не верю. Но и таких точных совпадений быть не может! Хотя и читала я Ремарка в совершенно нужный момент, вот именно тогда Ремарк был мне нужен! Совпало тогда моё настроеньице с его мироощущением. И самое интересное: до сих пор помню ощущения, помню КОГДА это было, помню и прочтение его книг взахлёб. Он тогда крепко меня зацепил.

    Трогательная и щемящая «Триумфальная арка» попалась мне в самый подходящий или наоборот не подходящий момент. Точно в тот момент, когда я её смогла прочувствовать настолько сильно и глубоко, что сердце сжималось. Думаю, попадись она мне раньше – пф, я бы посчитала это глупым бульварным романом, не достойным внимания. Но попалась она мне вовремя: я была влюблена и была в отчаянии. И как забавно, что «арка» как раз об этом. Я прочитала её за два дня. Могла бы быстрее, но я оттягивала, потому что боялась. Приближаясь к финалу я и вовсе делала долгие паузы, открывала страницы со страхом, читала фразы осторожно, они причиняли абсолютно реальную боль. Потому что все чувства были во мне! Они кишели во мне. Я разрывалась. И «арка» во мне это будила и усугубляла. И было страшно. Казалось, дочитаю до конца и узнаю какую-то важную тайну, от которой можно умереть. И я спешила дочитать, преодолевала себя. Мне казалось – эта тайна поможет мне с моим отчаянием, разрешит его каким-то чудом.
    Что точно могу отметить – Ремарк, видимо, тонкий знаток подобных чувств. Да и предложения его я иногда хоть и хотела править, всё-таки читала с упоением. Иногда фраза казалась банальной, но гениальной. Попал в точку. Он даже сам словами героя говорит об этом: дешевые сцены и сентиментальные слова – это именно потому и считается дешёвым, что безусловно верно. Так что даже его банальности, которые порой кажутся пошлостью (вульгарностью, но не глупостью!), всё-таки принимаешь, т.к. они абсолютно в точку попадают.
    Казалось бы, ведь роман по сути состоит из размышлений героя и диалогов. Роман легко можно сыграть на сцене театра, ну или сделать какое-то кино в современном артхаусном стиле. Что-то чёрно-белое, тёмное. Очень по стилю похожее на фильм «город грехов». Но несмотря на скупость действий и небольшое количество героев, роман захватывает. Почему? По-моему, дело даже не в чувствах. Дело в глубокой философии. Ведь здесь постоянные размышления героя: о войне, мести, смерти, жизни без чувств и почти мёртвой жизни, в которой ничего себе не позволяешь, о любимом деле, которое иногда спасает… История-то разворачивается на глобальном фоне – фоне войны. Ощущение полнейшего отчаяния. Разве можно быть счастливым в такое время? И тем не менее герои хотят счастья. Имеют право. Как в романе указано: все бордели и бары переполнены перед началом войны, т.к. все хотят успеть взять от жизни максимум, пока ещё могут, пока есть время. Отношения с временем в романе тоже интересные. Нет, движение дней там не смазано. Но отношение героя к времени и к ожиданию – вот что любопытно и живо. Автор всё-таки хорошо понимает и оттого превосходно описывает это состояние: влюбившись, ненавидишь время – оно издевается, будто заставляет мучиться. Хотя на самом деле, конечно, мучает тебя лишь один человек. И это даже не объект твоей любви. Мучаешь себя ты сам. Любовь не есть любовь к другому; его имя, как и сказано у Ремарка, ничего не значит. Любишь ты иллюзию, любишь само чувство. На месте этого человека мог быть любой другой. И ты мучаешь себя, хотя ты в силах себя от этого избавить. Другой человек может пытаться играть с тобой, заставлять ждать, пытаться вызывать ревность. Но если ничего не чувствуешь к нему, его попытки останутся ничего не значащими глупостями. Придаёшь значение им ты сам, как и запускаешь «механизм боли». И учитывая, как я мучилась во время чтения, это важная мысль. Ибо становится понятно – я сама виновата.
    Но всё-таки в таком состоянии, в каком была я, этот роман читать нельзя. Ни в коем случае. Это может плохо кончиться. Как минимум депрессией затяжной. К счастью, у меня обошлось без этого. Я спаслась в ощущениях любви обретённой.

    7
    14