Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Слишком много кошмаров

Макс Фрай

  • Аватар пользователя
    Аноним4 апреля 2025 г.

    Еще во время чтения прошлой части этого подцикла я пришел к выводу, что что-то не так: то ли автор не может в роман, то ли читатель (то есть я) уже не может в мир Ехо... В общем, мы не сложились. Однако ностальгия по героям и миру, которые когда-то произвели сильное приятное впечатление, заставила меня дать циклу еще один шанс.

    А еще у книги такое название и обложка!.. Да и начало книга задала крайне атмосферное: мы погрузились в кошмар вместе с Максом, который был достаточно гнетущим, чтобы согласиться - да, кошмар. Казалось бы, все сложилось, и я предвкушал интересную мрачную историю... Но моя фантазия сыграла со мной злую шутку: у автора явно были иные планы на эту книгу.

    Даже не знаю, как описать впечатления о ней. Вообще считаю желание взять уже готовую книгу, прикомпоновать в ней события, некоторые линии выкинуть к грешным магистрам (там им и место), другие эпизоды подать иначе - и тогда получится отменная книга, а не этот черновик, кощунственным. Согласен, это совсем неправильно! Но прочитанное мне кажется именно черновиком, в котором автор пишет все, что взбредет в голову - и нужное, и лишнее, чтобы потом лишнее убрать, акценты расставить иначе, нужное подчеркнуть. Только почему-то вторая часть работы не была сделана, или мое представление о том, что нужно в этой книге, совершенно не сходится с тем, что кажется нужным автору.

    Когда книга с названием "Очень много кошмаров" начинается с пророческого кошмара, в котором рассказывается, как в Ехо (или его части) внезапно все стало очень плохо, и позже могущественные колдуны еще и подливают масла в огонь, говоря, что это все не просто так, уже ждешь этот местный апокалипсис, и среди событий к своему ужасу угадываешь его причины. И когда автор берет и сводит все совершенно к другому, такому беззубому, - это не ощущается как вот-это-поворот, а чувствуется как натуральное шарлатанство. Мало того, что кошмары были перенесены на последнюю четверть книги, так еще и финал вызвал злость: о причине кошмаров сновидцев я догадался, даже не поняв еще один важный момент решения головоломки, но ни Макс, ни вызванные на подмогу самые умные люди Ехо - Джуффин и Шурф - даже не подумали в эту сторону, хотя это казалось очевидным. И все для того, чтобы Шурф произнес некоторые слова (да, это был сильный эпизод, но он не оправдывает, что они с Джуффином тупили больше читателя), а Макс поспал на Темной стороне и вернулся в изначальный эпизод. Повторение эпизода с его переосмыслением могло быть красивым жестом, но в данном случае к нему подвели настолько топорно, что красоты я не заметил.

    Основную же часть книги никакими кошмарами не пахло: была простая и даже радостная жизнь Макса, нас некоторыми линиями будто подводили к кульминации, но делали это слишком долго, да и кульминация оказалась слабенькой. Кое-какие линии вообще хотелось бы убрать (Меламори, сорри-нотсорри), да и в кошмар, кроме того, первого, и немного его продолжения, мы погрузились только еще один раз, второй раз Макс погрузился в него без нас и только пересказал (что совершенно не произвело впечатления), а дальше и не погружался вовсе. И где не просто "много кошмаров", а "слишком много"?

    После прочтения этой части, я вернулся к рецензии на предыдущую, и к изумлению обнаружил, что некоторые замечания остались актуальными и для этой части: Тайный Сыск продолжает не работать! Точнее, работают там только Нумминорих, сам Макс, как притягиватель всякого нехорошего, да Джуффин Халле. Мелифаро только раз за пределами повествования бегал за какими-то преступниками (кстати, в компании с Нумминорихом, что опять же доказывает, что работает только он), остальные... вообще для чего они существуют? (Некоторые персонажи, видимо, чтобы бесить читателя своей неоправданной ролью в этой книге).

    И все-таки поставить отрицательную оценку я книге не могу. Некоторые новые (или не совсем новые) персонажи мне очень понравились: Базилио и Малдо Йоз были настолько прекрасны, что ради них (и надежды, что может быть ну хотя бы дальше книги будут получше) я не готов ставить крест на цикле, хотя и понимаю, что скорее всего снова буду страдать от слишком большого количества бытовухи, от ненужных линий и ненужных слов и смещения сюжета в конец, где ему уже не развернуться как следует. Еще тронула история Пелле Дайорлы и Нанки Вирайды. Почему-то такие эпизоды у автора выходят куда лучше, чем основные линии отношений (хотя отношения Макса и Шурфа даже в этой книге остаются более глубокими, чем отношения Макса и Меламори, и автор с этим ничего сделать не сможет: сколько не вкладывай в уста персонажей "я по тебе скучаю", если это не ощущается между строк, значит цены этим признаниям нет).

    Не знаю, возможно, зря я продолжаю пинать этот цикл... Почему-то возникло ощущение, что после второго подцикла мир Ехо должно ждать качественное изменение, что книги должны шагнуть в другой жанр, и в частности, конкретно эта должна быть более мрачной и гнетущей. Я понимаю, что эти миры - это прекрасные сновидения о сказочном цветном мире сладкой ваты и калейдоскопа чудес, но мне кажется, что мир Ехо только бы выиграл, если бы стал местами мрачнее. В конце концов, если бы он реально погрузился в тот живой мрак, который Макс увидел в своем пророческом кошмаре, читатель переживал бы за полюбившийся мир сильнее, и радостное избавление от проблемы было бы облегчением не только для Макса, но и читателя. А так... Какой-то несуразный сон вышел, раздражающий, но не кошмарный.

    9
    136