Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

У подножия вечности

Лев Вершинин

  • Аватар пользователя
    Аноним3 апреля 2025 г.

    Смешанные впечатления

    Прочитал книгу «У подножия вечности», другое название — «Двое у подножия Вечности». Самый ранний роман 1995 года (издан в том самом 2-томнике в 1996). Не пожалел, что разыскал второе издание 2000 года. Да, каких-то важных вещей не добавлено (как и в случае с «Сатангом»), но тут на мой вкус очень сочный эмоциональный, страстный язык, тот самый, который мне так понравился в ранних рассказах и повестях. И больше страниц подобного текста, эпитетов, метафор, описаний — это больше удовольствия.

    Роман после прочтения оставил смешанное впечатление, одновременно и понравился, и нет. С одной стороны, с детства любимая эпоха — татаро-монгольское нашествие. Чингисхан, Батый, романы Василия Яна, многотомник которого был читан и перечитан, «От Калки до Угры» и так далее. И здесь она зримо, живо и сочно показана. Автор приходит к выводу и приводит нас к тому, что именно в эту сложную эпоху и родилась Россия. И мистика этого рождения — некое средоточие, пружина и сердцевина книги.

    Про язык и стиль повествования выше уже рассказал, это тоже один из приятных моментов.

    С другой стороны — нет героев, нет какого-то привычного сюжета. Это кстати одна из специфических деталей писательского метода автора. Ему не интересны герои, события их жизни. Ему важно показать эпоху, события, осмыслить и преломить их через внутренние монологи героев, показать разные точки зрения. В дилогии о диадохах это получилось настолько хорошо, что я вообще не понимаю, как можно не прочитать эти книги, если вы любите историю и вам интересна эпоха эллинизма. Но об этих книгах расскажу позже. А в этом романе автор ещё только нащупывал этот метод и книга не даёт возможности как-то сопереживать, соотносить себя с эпохой, не позволяет в неё погрузиться.

    Примерно такие же сложности, но не так сильно, не до уровня жалоб, были у меня в «Сатанге». Поэтому и сделал вывод об авторском методе, когда интереснее процессы, а люди, события — лишь проявления процессов, эдакая рябь на воде.

    И второй момент, который не очень понравился, — мистика тут, на мой взгляд, совершенно не была нужна, она мешает самому автору. Насколько сильны исторические произведения (а оба романа о диадохах вышли в 98-м, а написаны, я думаю, были ещё раньше, так что считай, через пару лет), настолько слабым получилась здесь эта жутковато-мистическая часть.

    2
    26