Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Страхи мудреца. Книга 2

Патрик Ротфусс

  • Аватар пользователя
    Аноним3 апреля 2025 г.

    Добил, дослушал, одолел. Странное у меня впечатление от этого тома. Любопытна линия с обучением героя у местной "шаолиньской" общины, но, кроме пустых "дзенбуддийских" парадоксов, не понравился агрессивный феминизм (в стиле "куны не нужны", разве что на потрахаться; включая замечательное открытие, что куны не нужны даже для зачатия, а женщина "просто созревает"; причём наш всесторонне развитый герой даже не сумел привести аргументы против такой точки зрения и его забили в философском споре; ну и кроме этого тяночки, конечно, оказываются лучшими воинами), довольно "фашистское" отношение к окружающим (ваши представления отличаются от наших - вы варвары, чё с вас взять?), отношение к сексу. О последнем пункте. Я понимаю желание современных светских авторов создать такие хипарские кибуцы, где все со всеми - только попроси, лишь бы не было ЗППП. Мне в простоте душевной казалось, что законы человеческой психики, особенно в отношениях полов, немного сложнее, чем "сердце - одно, пенис - другое" (цитирую по памяти). Поэтому когда молодая наставница помогла нашему юному герою "снять напряжение" (а потом ещё, и ещё раз), чтобы он был сконцентрирован (ах, пахнуло роликами с п-хаба) на учёбе, после чего они как ни в чём ни бывало продолжили обучение... ну, чёт это какая-то лапша для самых маленьких в умственном отношении. Конечно, всякое может быть. Но это "может быть" в моём невежественном представлении происходит за счёт постепенного истончения этой психологической глубины. И паки о культуре. У адемов (могу ошибиться в написании - слушал аудио и не знаю, как точно пишется), конечно, выходит, что привычное нам отношение к сексу - это варварство. Я-то думал, что культура - это когда в тебе рождается некий душевный импульс, следуя которому, ты помещаешь некое явление (например, любовь) в иную - не природную - систему координат; и вот ты начинаешь думать об этом явлении уже не так, как велит природа (нагни и вставь, допустим, хотя это грубо и упрощённо), а как-то иначе; эта система координат требует от тебя какого-то определённого поведения - ты должен соответствовать, что фиксируется в нормах и ритуалах. Всё это рождает в духовном отношении нечто новое, уникальное, что не возникло бы, следуй ты простейшим биологическим потребностям. У Ротфусса же всё как у студентов времён "сексуальной революции", только вместо словес о "буржуазной морали" он устами героев рассказывает о культуре и варварстве. И да, любовь-всей-жизни от такого образа жизни не пострадала. Эмм, Геральт, перелогинься.

    Может показаться, что я уделил этой теме слишком много слов. Но на самом деле обучение героя "искусству любви" (в том числе вместе с какой-то древней эльфийкой (?), от вида которой у мужчин горит в штанах до умопомрачения, поэтому нам какое-то время будут рассказывать, как они бегали голенькими и "дико поролись, например") и умению сражаться, параллельно постигая "дзен", занимает добрую часть книги. Этот кусок замкнут с двух сторон походом против разбойников и возвращением (не без приключений) героя в родную гавань (после чего следует часть, которую уместно назвать эпилогом). При этом, в душевном отношении это по-прежнему уютная книга. Её недостатки (сильная размазанность, вялость - кто-то верно заметил, что Ротфусс как будто до сих пор не может разогнаться и перейти к самой сути) очевидны, но они не мешают не без приятности проводить время в компании главного героя и его присных. Тут есть очень милые моменты. Например, когда разжившийся монетами герой посетил город, где он когда-то бедствовал, чтобы поддержать старика (эпизодического, но очень приятного персонажа), который помогает нищим детям (и когда-то помог герою). Ну и ещё понравилась встреча главного героя с каким-то эпохальным всеведущим существом, которое напророчило ему бед до края (и вообще пользуется своим всезнанием, чтобы бередить раны). Это ощущение подступающей угрозы, вкупе с тем, что автор вновь поманил читателя тайнами, мне понравилось. Но... прошло 12 лет, а финала всё нет. И я не жду его появления. Такую работу нужно доделывать сразу, иначе спустя годы проходит кураж, кончается запал, теряется сноровка. В появление "Дверей из камня" я верю примерно так же, как в выход "Half-life 3". Если бы автор реально хотел - он бы сделал (даже если бы ему не удалость достичь какого-то качества - мне кажется, просто на энтузиазме, разочаровывая фанатов, добить до финала было бы вполне возможно). Ну и у меня сложилось впечатление, что, несмотря на несколько дополнений, вроде проходного ввиду бессюжетности "Спокойного достоинства безмолвия", автор просто потерял интерес к основному циклу. Он так долго "мял сиськи", выдавая романы в тысячу (электронных) страниц, что больше ему делать это не особенно хочется. То ли дело таскаться по всяким мероприятиям и жить по кайфу. А вы, читатели, утритесь.

    7
    171