Рецензия на книгу
Extremely Loud & Incredibly Close
Jonathan Safran Foer
Аноним2 апреля 2025 г.«Испытание на прочность»
Роман Джонатана Сафрана Фоера «жутко громко и запредельно близко» стал для меня настоящим испытанием на прочность. Вообще, Фоера я читал еще в школе, но то ли не дочитал, то ли отложил-память не сохранила этого факта. И вот, по прошествии многих лет я вновь взялся за роман, полный решимости его дочитать. Что из этого вышло-читай ниже. Кратко о сюжетен: перед нами история маленького мальчика, Оскара Шелла, потерявшего отца в результате крушения башен-близнецов в Нью-Йорке. Как и всякий человек, потерявший близких, Оскар стремится справиться с огромной бедой, обрушившейся на его голову. Дело все в том, что эмоционально он был очень к отцу привязан и все то хорошее, что в нем есть он обязан именно ему - Томасу Шеллу. Папа и рассказывает сыну занимательные факты из истории и других наук, формируя его мировоззрение, и способствует познавательной активности ребенка, предлагая тому загадки, связанные с поиском предметом или фактов. Именно благодаря отцу у Оскара не по годам развито воображение, он эрудирован и любознателен. Вскоре после смерти Томаса, Оскар находит в вазе загадочный ключ , который станет системообразующим стержнем сюжета романа. Оскар рассматривает ключ, нечто, способное приблизить его к ушедшему и станет неистово искать замок, который сей ключик открывает. И вот тут у меня начинаются вопросики…дело в ом, что мальсонка должен обойти почти весь Нью-Йорк в поисках людей по фамилии Блэк-вдруг они знают что-то об отце и тайне? Идея, конечно, неплоха, из разряда «чем бы дитя не тешилось»-мы тоже монстров ловили под кроватями и все такое, но!! Как? Как можно отпускать ребенка одного гулять по огромному мегаполису практически в одиночку? Это же опасно, нет? Впрочем, мама на первый взгляд не пытается помочь мальчику. Скорее всего виновато отсутствие эмоциональной близости. Оскару уж точно так кажется, только этим и можно оправдать его архимерзкое поведение по отношению к матери. Дескать-не плачешь-не скорбишь, тебе не жаль и вообще-хоть бы ты умерла а не он! Если бы я такое ляпнул-отъехал бы в детдом на пмж, не меньше… А ведь если бы Оскар дал бы себе труд понять маму-ему было бы проще пережить этот ужас. Но вообще, если говорить о воспитании Оскара-оно донельзя странненькое. Так, ребенок ну очень сведущ в вопросах половой жизни и это в 9-то лет! Я в его возрасте и целоваться толком не умел, ахаха! Делаем вывод-по части воспитания детей можно поставить чете Шеллов троечку (минус 2 балла за выбор психотерапевта). И вот знаете-если бы мистер Фоер ограничил роман этими персонажами я бы не ревел белугой при его прочтении. Но Джонатан, раздобыв запрещенных веществ, вдохнул их, и у него в голове все перемешалось! Он вдруг осознал, о спаси нас Просветление, что стал ПИСАТЕЛЕМ и ща он покажет читателю свою силу и мощь, уйду в темный ад постмодерна. Не имею ничего против стилистических экспериментов в литературе, но они должны быть обоснованы. У Фоера же они вызывают непреодолимое раздражение. Автор выкатывает на сцену дедушку и бабушку Оскара Шелла. И это шедевр кринжа и отторжения. Мало того, что они разговаривают как торчки, укуренные в хлам, так еще и я, как читатель, должен страдать, продираясь сквозь дебри бреда! С ними странно все-от поведения до мотивации. Как? Куда, зачем поехал? Зачем вернулся? А письма? Одни вопросы, а ответов нет… Да и не в ответах даже дело, а в сути. Понятно, что автор хотел провести параллель между событиями в Америке и в Германии, но можно было бы обыграть это более изящно, что ли… За што, Фоер, за что??? Тем не менее, сколько роман не ругай, но и похвалить его есть за что. Автор поднимает в тексте очень важные темы, такие как принятие и непринятие смерти, освещает проблемы взросления, анализирует травмирующие факторы. Жаль только, что здравые идеи буквально тонут в океане кринжа и мешают осмыслить важные посылы автора о важности семьи, поддержки, человеческом мужестве и взаимопомощи. Пусть будет 4 из 10 и не больше. Не рекомендую.
20299